Борис Гребенщиков уводил жен у своих музыкантов
Три супруги лидера «Аквариума» до того, как он узаконил с ними отношения, были спутницами его лучших друзей
Нынешней весной известная в прошлом американская певица Джоанна Стингрей, которая в восьмидесятых годах жила несколько лет в Питере, опубликовала свой фотоархив. И рок-кумиры вдруг предстали совсем другими, чем пытались казаться долгие годы. Так, Борис Гребенщиков, этот небесный эльф, парящий в других мирах, на многих снимках — с ребенком на руках, вполне себе земной и доступный. О запутанных матримониальных связях, породнивших БГ сразу с несколькими музыкантами его группы «Аквариум», — в сегодняшнем расследовании.
В одном из интервью Борис Гребенщиков, говоря о том, что подвигло его стать музыкантом, честно признался: «Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать». Лидер «Аквариума» не был обделен вниманием дам. Что в былые времена, что сейчас — вокруг него всегда полно поклонниц, готовых последовать за ним хоть на край света. Но сам Гребенщиков почему-то предпочитал девушек из ближайшего окружения. Все три его супруги до того, как он официально узаконил с ними отношения, были спутницами его лучших друзей. Удивительный факт: уводя жен, он умудрился остаться в хороших отношениях с их экс-мужьями. Талант, не иначе.
Не плачь, Алиса
В первый раз Борис Гребенщиков женился в 1976 году. Его женой стала Наталья Козловская, которую БГ увел у басиста «Аквариума» Миши Файнштейна. Свадьбу отмечали широко — в ресторане «Астория», с присутствием большого количества гостей. И местных, питерских, и приезжих — вспоминают, что из Москвы прибыли музыканты дружественной группы «Машина времени». Подружились они именно благодаря Наталье. «Знакомство началось с того, что Макаревич пытался соблазнить мою жену и увести ее в свой номер, но ему пришлось забрать вместе с ней и меня. Там мы напились, моя жена осталась нетронутой», — рассказывал БГ в «Правдивой автобиографии «Аквариума» о своей первой встрече с лидером «Машины времени» на Таллинском фестивале рок-музыки в 76-м году.
Однако не прошло и двух лет, как отношения разладились. А когда у супругов родилась дочь Алиса, БГ и вовсе почти перестал появляться дома. Поэтому девочка, хоть и носила громкую фамилию отца, его почти не видела. К тому же ее мама вновь вышла замуж, и ее новый супруг, Дмитрий Овечкин, практикующий психотерапевт, и воспитал Алису. Именно отчим, а не родной отец, занимался образованием девочки. Подмечая, что ее интересует, аккуратно направлял в нужную сторону. Он и посоветовал Алисе попробовать себя в качестве актрисы.
Ее дебют в фильме «Американка» Дмитрия Месхиева стал заметным. Хоть картину смотрели немногие, об исполнительнице главной роли (Алиса тогда училась только на втором курсе питерской Академии театрального искусства) написали почти все СМИ. И именно по причине громкой фамилии: откуда вдруг появилась дочь у рок-гуру? Занятно, но сама Алиса своей фамилии долго стеснялась. В начале своей актерской карьеры даже собиралась взять псевдоним — Алиса Эльмаа. И в паспортный стол заглядывала с вопросом, что для этого нужно сделать. Но однажды прочитала интервью Лизы Боярской, которая с гордостью рассказывала о своей семье, и задумалась: а почему, собственно, она должна стесняться, что ее отец — легендарный музыкант?
Сегодня Алиса Гребенщикова — самостоятельная творческая личность. На ее счету — более полусотни картин, работа в антрепризах, «Политеатре» Боякова и в «Практике».Со своим знаменитым отцом, которого она давно простила, Алиса видится не так часто, как хотелось бы. У каждого — насыщенная жизнь, к тому же живут они в разных городах. Однако они постоянно на связи.
Летом 2008 года Алиса сделала Бориса Гребенщикова дедом. Сына Алешу актриса воспитывает без мужа. Отношения с отцом ребенка — Сергеем Дондуряном, разладились как раз в тот момент, когда стало известно: вскоре они оба станут родителями. Когда во время очередного скандала Сергей бросил «уходи», Алиса молча собрала вещи и — пусть идти было некуда — покинула дом, где когда-то была счастлива. Сейчас свою личную жизнь актриса тщательно скрывает. Но, судя по всему, она не чувствует себя одинокой: вокруг нее много любящих людей.
Любовь на крыше
Можно сказать, что Алиса Гребенщикова в чем-то повторяет судьбу своей матери. Ведь и у Натальи Козловской с Борисом Гребенщиковым проблемы начались, когда стало известно о скором появлении на свет наследницы. После рождения Алисы супруги почти не жили вместе. Борис тогда предпочитал ночевать у своего друга, виолончелиста группы «Аквариум» Всеволода Гаккеля. Как выяснилось позже, бежал Гребенщиков на постой к Севе не только из-за скандалов дома, а еще и по другой причине.
…Всеволод Гаккель — «породистый брюнет с голубыми глазами» — тоже пользовался популярностью у женщин. Но был всецело предан музыке. Даже со своей супругой — красавицей Людмилой Шурыгиной — встречался лишь время от времени. Большую часть суток Сева посвящал репетициям с «Аквариумом», что не способствовало миру и гармонии в семье. Когда Севы не было дома, Людмила дралась с его мамой (в прямом смысле этого слова), а при появлении любимого выносила мозг ему.
В группе Люду по этой причине не жаловали. А лидер «Аквариума» и вовсе питал к ней плохо скрываемую неприязнь. Склочной супруге своего виолончелиста он даже посвятил такие строки: «Если б ты была сахар, клянусь, я вызвал бы дождь… Нам всем будет лучше, когда ты уйдешь».
Но как от любви до ненависти один шаг, так и в обратную сторону путь бывает очень коротким. Когда Гребенщиков из-за проблем в семье стал все чаще ночевать у Гаккеля, то в какой-то момент он вдруг обнаружил, что у жены его друга есть и достоинства… Их связь была тайной и порочной: Борис и Людмила (Бо и Лю, как они себя называли) выбирались ночью на крышу и, пока Всеволод мирно спал в комнате, предавались страсти. Муж, как это часто бывает, узнал обо всем чуть ли не последним. Но не только не проклял жену и друга, но и продолжил общаться с ними дальше. Как пошутила однажды Людмила, просто Сева всегда любил БГ больше, чем ее, поэтому просто отошел в сторону.
Вскоре на свет появилась новая ячейка общества. Вместе Людмила и Борис прожили девять лет — с 1980 по 1989 год. Как считают поклонники «Аквариума», это были «золотые» годы группы. Людмила занималась хозяйством, Борис — музыкой. У них родился сын Глеб, как две капли воды похожий на красавицу мать.
…А потом Людмила, счастливая жена и мать, случайно узнала, что у ее мужа романы на стороне. Именно так, во множественном числе. Подруги поведали ей, что у Гребенщикова не одна, а даже несколько связей, причем он их особо и не скрывает. «Я очень любила мужа тогда, да и сейчас тепло к нему отношусь, но кобель Гребенщиков первосортный. Ни одну бабу более-менее мимо себя не пропустит. Говорят, какая-то даже бородатая была! Короче, все что движется, то и нравится. И это натура. Может, он так идеи для творчества черпает? Не знаю», — рассказала Людмила в одном из интервью.
Узнав о существовании соперниц, Людмила даже выяснила имя одной из них. Ирина Титова, жена Александра Титова, басиста и друга Гребенщикова (позже она станет третьей женой рок-музыканта). Бороться за семью обманутая женщина не стала, подала на развод. А получив штамп о расторжении брака, впала в депрессию: мужа нет, работы нет (образования она так и не получила и все девять лет брака была лишь домохозяйкой). Смысла жизни тоже нет.
И Людмила стала пить. Много, часто, бездумно. Квартира превратилась в настоящий бомжатник. Даже сама хозяйка не знала, кто все эти люди, которых она находила после очередной попойки по разным углам.
Друзья и близкие пытались за нее бороться. Кодировали, возили по лучшим врачам. Но когда Людмила наконец приходила в себя, ей было еще страшней. Интерес к жизни она потеряла. Несколько раз она пыталась покончить с собой. К счастью, не получилось…
Третья попытка
Сегодня Людмила сожалеет о том, что провела свои лучшие годы в пьяном угаре. О том, что не удержала мужа. Но больше всего — что мало времени уделяла сыну, который родился в браке с Гребенщиковым. После развода родителей мальчик был предоставлен сам себе. У мамы он жил только в ее редкие дни выхода из запоя. Остальное время проводил то у отца или (что бывало чаще) у бабушки.
В итоге Глеб Гребенщиков сменил несколько школ, по словам его матери, имел проблемы с наркотиками и алкоголем. А когда после получения аттестата встал вопрос, куда направиться, знаменитому отцу пришлось подключать все свои связи. В итоге Глеб был принят в питерское представительство французского университетского колледжа, на заочное отделение. Но учиться он особо не стремился. Зато очень рано женился, подарив родителям внучку Алису.
Сегодня Глеб — известный в узких кругах диджей Gebe. К своим тридцати годам он пока не смог добиться и тысячной доли той популярности, которая есть у его отца. Прорвется ли?
Ну, а Борис Гребенщиков, женившись в третий раз, судя по всему, нашел тот идеал женщины, который так долго искал. С Ириной, бывшей женой его друга, басиста «Аквариума» Александра Титова, они вместе уже четверть века. Хотя недоброжелатели и пытаются время от времени развести эту пару, проверку временем этот брак прошел. В том числе и потому, что, как уверяет окружение музыканта, Ирина мудро закрывала глаза на увлечения мужа. А их было немало. По крайней мере одна из предполагаемых любовниц Гребенщикова — светская тусовщица Линда Йонненберг — даже выпустила скандальную книгу, повествующую о сексуальных утехах с культовым музыкантом. БГ там фигурировал под именем Красин, и, по уверениям Линды, с ним она даже практиковала секс втроем.
Этот тройственный союз продолжался полгода. Позже Линда и Борис, по словам девушки, встречались уже вдвоем. Линда также уверяет, что супруга Ирина знала о существовании соперниц. Но принимала это как данность — не делала вид, что ни о чем не догадывается, но при этом и лишних вопросов не задавала. Впрочем, никто из окружения БГ официально не подтвердил, что речь в книге действительно идет о Гребенщикове.
Дочернее предприятие
Когда Борис Борисыч женился на Ирине, у нее рос сын от брака с Титовым, Марк. Его Гребенщиков усыновил и воспитывал как родного. Позже у супругов родилась и общая дочь, которую назвали Василисой. В отличие от старших детей БГ она сполна получила родительской любви.
«Я считаю, что родители проделали отличную работу: они научили меня видеть красоту вокруг себя и относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Благодаря этому я абсолютно счастлива сегодня и хочу делать счастливыми других людей — поняла недавно, что это и есть моя цель в жизни», — рассказывает девушка о себе. Поначалу она тоже хотела стать актрисой — как старшая единокровная сестра Алиса. И даже играла Мочалку в «Вестсайдской истории» в Театре юношеского творчества в Аничковом дворце. Однако потом решила стать дизайнером. Это ее собственный выбор. После окончания «Мухи» она еще три года ездила по миру: пыталась понять, что же именно ее интересует в жизни. В Вене она учила немецкий язык и работала ассистентом дизайнера интерьеров. В Париже осваивала французский и подрабатывала ассистентом стилиста. А вернувшись в Питер — с новыми знаниями и опытом, — помогала известному английскому художнику-сценографу Изабеле Байвотер, которая ставила в Мариинском театре оперу «Фауст». Вообще послужной список Василисы, несмотря на юный возраст, впечатляет. Во время биеннале «Манифеста» она была в подмастерьях у Томаса Хиршхорна — строила вместе с другими помощниками его гигантские развалины. Для Вольфганга Тильманса брала интервью и делала фото для арт-проекта. В итоге девушку даже пригласили в один из столичных театров на должность художника-сценографа. Василиса предложению обрадовалась и… не раздумывая, от него отказалась: «Не хочу сидеть в Москве. Хочется жить, как хочется, ведь жизнь одна». Кажется, у Гребенщикова растет достойная смена!