Белый воротничок: как мужскую рубашку «присвоили» женщины
Проследим метаморфозы сорочки, которая сейчас прочно обосновалась в гардеробах обоих полов
В наше время невозможно представить гардероб современного мужчины без такого привычного атрибута, как рубашка, которая давно уже является основой стиля. У сильного пола она всегда была символом элегантности и утонченности, но в то же время строгости. Впрочем, женщины давно приручили эту удобную вещицу и носят ее совершенно по-своему.
За время своего развития рубашка претерпела множество изменений: это касается не только фасона и ткани, но и стиля. Сейчас ее легко идентифицировать по четырем элементам: наличие воротника, рукавов, полочек и пуговиц. Но так было не всегда. Давайте разбираться, как же зародился этот привычный нам теперь предмет гардероба.
Оказывается, история рубашки уходит корнями очень глубоко. Все же повязки из ткани животных — не самый удобный вариант одежды, поэтому неудивительно, что им быстро нашлась замена. Археологические находки подтверждают, что первые образцы льняных рубашек древние египтяне носили около пяти тысяч лет назад. Затем последовали хитоны греков, римские туники, рубахи вавилонян. Именно они считаются предшественниками современной сорочки. Правда, в то время она была скорее элементом нижнего белья: не имела воротника и манжет, присутствовал только специальный шов, который можно было затянуть или застегнуть.
На трансформацию этого предмета гардероба большое влияние оказали и институт рыцарства, и куртуазная культура. Рыцари надевали рубахи изо льна под доспехи. Высшее сословие носило более тонкие сорочки из хлопка и льна, а особенным шиком считались шелковые.
Совсем другую роль рубашка обрела во времена культурного расцвета — эпохи Возрождения. Если раньше человека в нижнем белье напоказ можно было увидеть лишь на эшафоте перед казнью, то теперь сорочка воспринималась модным элементом гардероба, часть которого выставлялась на всеобщее обозрение. Причем так поступали не только мужчины, но и женщины. У рукавов верхней одежды делались специальные разрезы, через которые и протаскивали ткань сорочки. Такая тенденция обеспечивала контрастные цветовые сочетания темных оттенков верхней одежды и светлых — нижней рубашки, что было в те времена крайне модно.
С течением времени белоснежные модели из тонкого льна становятся отличительным признаком людей знатного происхождения. Простолюдины носили рубахи из более грубой и темной ткани. От работы белая ткань быстрее пачкалась, а представители низших слоев не могли себе позволить такую роскошь (логично, ведь сорочки надо было все время стирать и крахмалить, что стоило немалых денег). В это время рубашка проникает в литературу и искусство — на полотнах многих художников, к примеру Караваджо, и в литературных произведениях, таких как «Декамерон», мужчины и женщины часто ее надевают.
Прочь излишества
В начале XVI века итальянцы изобрели кружева, которые стали постоянным элементом мужской сорочки. Примерно в это же время появились первые версии воротников: от небольших плоских, которые назывались «французскими», до итальянской версии, получившей название «жабо». Вскоре рубашка стала восприниматься в качестве не нижней, а верхней одежды, а в XVII веке появились запонки. Первоначально они представляли собой пару стеклянных пуговиц, соединенных цепочкой.
Но с середины XVIII века все кардинально изменилось, новые веяния пришли из Англии. Там пользовались спросом сорочки с минимумом украшений, воротник был стоячим со слегка загнутыми концами. Такая одежда превосходно сочеталась с фраком, вошедшим в моду в семидесятых годах XVIII века. Это и стало новым мировым трендом, который после Великой французской революции только укрепился. Рубашки принялись шить в промышленных масштабах, про украшения и кружева все дружно забыли и стали носить простые и удобные вещи.
Американское господство
В XIX веке рубашка постепенно становится общенациональной одеждой в США. В эпоху Гражданской войны она входит в состав униформы для солдат, и впервые размеры этой детали гардероба стандартизируются. В то время она превращается в сорочку, знакомую нам и сейчас. Ее перестают надевать через голову, теперь она застегивается на пуговицы спереди, как простая верхняя одежда. Накрахмаленные жесткие воротники уступают место мягким.
В ХХ веке началась популяризация различных типов рубашек, прежде всего через американское кино. К примеру, Хамфри Богарт носил белоснежные сорочки с распущенными рукавами. Том Селлек в культовом сериале «Magnum PI» предпочитал гавайскую, а Джон Уэйн появлялся на экранах в необычной рубашке в стиле Дикого Запада.
Начало XX века было отмечено демократизацией и в женской моде. В период Первой мировой войны женщины носили униформу, в состав которой входили все те же рубашки. Популярны также были свободные блузки, не стесняющие движений. В двадцатых годах в моду вошли платья-рубашки из недорогих шелковых и хлопчатобумажных тканей.
Впереди планеты всей
Рубаха с давних времен является частью национального одеяния в нашей стране. В крестьянской среде она имела особый смысл. Первыми пеленками младенца были перешитые рубахи родителей — для мальчика отцовская, для девочки, соответственно, рубашка матери. Такие пеленки, по поверью, оберегали от злых сил. По той же причине в первые годы жизни дети носили «наследство» от родителей или старших братьев и сестер. Подпоясанная рубаха доходила до пола и часто была единственным элементом одежды.
К середине IX века на стиль, принятый в Киевской Руси, оказала влияние Византия, с которой тесно общалось наше зарождающееся государство. В качестве парадной одежды киевские князья носили туники из дорогих византийских тканей. Такая одежда шилась с длинным рукавом и разрезами внизу по бокам.
Крестьянскую сорочку из обычного холста прошивали для красоты красными нитками. Носили ее навыпуск, подпоясываясь шнурком или нешироким поясом. Для особых случаев в сундуке каждого уважающего себя крестьянина непременно лежал съемный воротник-ожерелье. Женщины же надевали длинную рубаху, доходящую до ступней. Такая одежда была, как правило, из белого полотна. Особы побогаче могли позволить себе рубаху из цветного шелка. Горловина, подол и низ рукава украшались вышивкой.
В начале XVIII века Петр I активно взялся за внешний вид придворной знати. Заставил не только бороды брить, но и одеваться на европейский манер. А в Европе тогда как раз носили нижние сорочки с кружевными вставками из тончайшей ткани. Естественно, купцы и мещане поначалу неохотно расставались с традиционной русской рубахой, но противостоять царю было сложно — в общем, вскоре они сдались и облачились в модные европейские рубашки.
В середине XIX века в интеллигентской среде славянофилов популярность обрели рубахи-косоворотки (к слову, они были основной одеждой тогдашних крестьян). А в конце века уже формируется униформа для зарождающегося рабочего класса, в которую, разумеется, вошли и удобные рубашки.
Женский взгляд
Сейчас рубашки носят все. И если раньше для женщин производились отдельные сорочки, то теперь нередко можно увидеть даму, щеголяющую в рубашке, явно отнятой у бойфренда. Но как же классическая мужская сорочка прописалась в гардеробе прекрасного пола? За это стоит сказать спасибо Коко Шанель. Для начала она одела нас в брюки и таким образом уравняла в правах с сильной половиной человечества. Дальнейшее развитие событий шло естественным путем: во время эмансипации женщины продолжили осваивать те сферы деятельности и предметы гардероба, которые раньше были для них закрыты. И, конечно, стали носить рубашки. Такая на первый взгляд простая вещь и по сей день дает огромный простор для творчества. Конечно, в первую очередь все зависит от того, куда именно вы хотите надеть эту вещь.
Собираетесь на работу или на деловую встречу? Вам в помощь юбка-карандаш или классические брюки со стрелками. Рубашку нужно заправить, а пару верхних пуговиц — расстегнуть. Получившийся комплект сочетайте с обувью на высоком каблуке и строгими аксессуарами.
Но рубашка может выручить вас не только в офисе. Например, с ней легко создать богемный образ. Достаточно надеть сорочку на топ без рукавов и дополнить look шортами или юбкой. Обувь можно выбрать любую, подойдут как открытые босоножки без пятки, так и туфли на шпильке. Таким образом, рубашка будет играть роль туники, с которой чудесно смотрятся украшения в этническом стиле.
Не менее смело и свежо выглядит сочетание белой рубашки с шортами классического кроя песочного или бежевого оттенка, светлой майкой и ремнем. Рубашку в таком комплекте необходимо оставить расстегнутой, а ее рукава — небрежно закатать. В качестве обуви подойдут босоножки-гладиаторы.
И, конечно, отдельного упоминания заслуживает рубашка-туника. Она популярна среди женщин любых возрастов, ведь способна подчеркнуть сильные стороны фигуры и замаскировать недостатки. Ну и к тому же она просто невероятно удобна.
Итак, мужская рубашка прочно обосновалась в женском гардеробе. С ней можно создать любой образ, оставаясь при этом женственной. Главное — не бояться использовать аксессуары.