Ирина Пегова: «Я снова обрела молодость тела и духа»
Актриса преобразилась — сейчас это стройная блондинка с короткой задорной стрижкой. Перемены коснулись и ее внутреннего состояния…
Актриса преобразилась — сейчас это не русская красавица с косой, а стройная блондинка с короткой задорной стрижкой. Перемены коснулись и ее внутреннего состояния…
Наша героиня родилась в небольшом городе Выкса Нижегородской области. Ее отец был знаменитым спортсменом, бегал марафон. Дочку тоже старался приобщить к спорту. Ирина занималась легкой атлетикой, плаванием, конным спортом, каталась на коньках, лыжах. Она также ходила в музыкальную школу, играла на скрипке и пела. После того как выиграла конкурс в Выксе «Хочу стать звездой», стала подумывать о карьере эстрадной певицы. Но поскольку родители не считали эту профессию достойной, пришлось ради их спокойствия сначала окончить Политехнический институт, а уже потом поступить в Нижегородское театральное училище. Знакомство с Петром Фоменко (его театр приехал в Нижний Новгород на гастроли) придало жизни Ирины новый вектор. Актеры во главе с мэтром посетили местное театральное училище. «Фоменко, конечно, произвел впечатление, — вспоминала позже Пегова. — Я, как на него взглянула, решила сразу: монстр, сильная личность». Мэтр тоже отметил студентку: молодец! Из всех однокурсников по театральному училищу, кто пробовал поступить в ГИТИС, она оказалась единственной, кого туда зачислили. Чтобы скопить деньги на поездку в столицу, Ирина подрабатывала уборщицей в родном училище. Но Москва любит сильных и целеустремленных людей. После окончания вуза молодую актрису зачислили в труппу театра «Мастерская Петра Фоменко», позже она перешла в МХТ имени Чехова. После развода с актером Дмитрием Орловым (этот брак продлился восемь лет) Ирина перестала давать интервью на личные темы. Периодически ей приписывают романы то с одним, то с другим «коллегой по цеху», но никаких комментариев по этому поводу от актрисы нет. Впрочем, создается ощущение, что она вполне довольна тем, как складывается ее жизнь.
Ирина, с чем связана такая кардинальная смена имиджа?
Ирина Пегова: «С моими потребностями, внутренними желаниями. Я всю жизнь мечтала ходить с короткой стрижкой и наконец исполнила свою мечту. Раньше я не могла это сделать из-за работы: все мои спектакли были привязаны к определенной прическе. А сейчас я играю в парике, поэтому могу позволить себе поэкспериментировать».
И как ощущения?
Ирина: «Прекрасные! Я почувствовала свободу и независимость от утомительного мытья длинных волос, сушки и укладки. Экономлю кучу времени. Короткая стрижка — это красиво, удобно. Кроме того, у меня волосы оказались достаточно жесткими и лежат без всяких стайлинговых средств. Знакомые, которые не видели меня достаточно долгое время, меня даже не узнавали! (Смеется.) А потом выражали свое восхищение, удивление, говорили комплименты. Я почувствовала на себе какой-то новый взгляд».
Недаром говорят: подстричь волосы — сбросить негатив. А что-то новое в вашей жизни появилось? Например, танцевальное шоу — раньше вы в таких проектах не участвовали.
Ирина: «У меня на это не было времени. А сейчас появился промежуток в съемках в два месяца, и теоретически я могла это сделать. Но уговаривали меня долго. Я расспрашивала продюсеров, как все будет, определяла для себя плюсы и минусы. И только потом дала согласие».
И победили всех!
Ирина: «Я не победила всех… а просто победила. Я не шла туда с намерением непременно стать первой. Вообще рассчитывала, что пробуду в этом проекте только до конца марта, потому что в апреле у меня начинаются съемки».
Но шоу захватило, вы получили удовольствие?
Ирина: «Да, этот проект дал мне гораздо больше, чем я ожидала».
Вы хорошо танцуете — это природное?
Ирина: «Ну откуда же я знаю? (Улыбается.) Когда я училась в театральном, мы, конечно же, занимались танцами, нам это преподавали. В принципе все участницы проекта — актрисы, были в равных условиях».
Легко ли вам, успешному, состоявшемуся человеку, стать ученицей, подчиняться партнеру?
Ирина: «Если я ему доверяю и понимаю, что он профессионал в своем деле, не то что легко, я с удовольствием это делаю. Я же добровольно пришла учиться, хочу получить эти знания. Само собой, мне приходится слушаться и выполнять все требования. Хотя о каких требованиях идет речь? Это же танец! Понятно, что существуют базовые шаги, движения того же пасодобля, сальсы, вальса. И надо их освоить. Очень важен вопрос выбора музыки. Если предлагают танцевать под такую музыку, которую ты не то что не чувствуешь, а не любишь, ничего хорошего не получится. Я буду всю неделю страдать, пока мы готовим номер. (Улыбается.) У моего партнера Андрея Козловского были свои музыкальные предпочтения. Поэтому мы искали какой-то компромиссный вариант, который бы всех устроил».
Какой опыт дало вам участие в «Танцах со звездами», с чем вы оттуда ушли?
Ирина: «Ну, эти танцы, которым я научилась, мне вряд ли когда-нибудь в жизни пригодятся. Что дало? Опыт общения с людьми в экстремальных условиях. Это была проверка себя „на вшивость“. Например, регулярно повторялась история, что костюм я видела поздно вечером в пятницу или вообще в субботу утром, перед выступлением. А ведь это важная составляющая образа, часть шоу. И когда ты видишь платье, которое не соответствует ни музыке, ни хореографии, ни смыслу номера, стоит больших трудов сдержать негативные эмоции и грамотно разрулить ситуацию. Так что я получила опыт быстрого и правильного реагирования. Научилась быть мобильной, собранной и дисциплинированной. И еще благодаря этому проекту я познакомилась с очень интересными для меня людьми, с которыми, надеюсь, буду и дальше общаться, дружить».
Вы сказали, что в работе образовалась пауза, — вам всегда важно заполнить чем-то жизнь?
Ирина: «Я имела в виду — пауза в съемках, но у меня всегда есть спектакли, я работаю в театре. У меня есть дочка, поэтому жизнь всегда заполнена».
Дочке понравилось шоу?
Ирина: «Да, она за меня очень болела, приходила на репетиции. Ей это интересно, ведь она тоже занимается современными танцами».
В одном из интервью вы сказали, что не хотите, чтобы она пошла по вашим стопам. Почему?
Ирина: «Я считаю, человек должен сам выбирать свой путь. Я имела в виду, что не хотела бы специально подталкивать ее к актерскому ремеслу. Но если захочет — ради бога. Если есть талант — тем более, как я могу этому помешать?»
У нее ведь уже были съемки в фильме…
Ирина: «Нельзя называть съемками два дня. Я играла в картине у Алексея Ефимовича Учителя, и там была небольшая роль, практически без слов, для девочки Таниного возраста. Он сказал: „Приводи дочку“. Это было просто как подарок».
Для Тани, наверное, съемки стали интересным событием?
Ирина: «Скорее, негативным. Вместо того чтобы играть с подругами во дворе, она провела их на съемочной площадке. Не скажу, что ей это понравилось. Мы правдами и неправдами уговаривали ее зайти в кадр. Я даже просила Алексея Ефимовича: „Давайте, пока не поздно, найдем другую девочку“. Потом все-таки сцену сняли, но Таня сказала: „Все, это в последний раз“. Но когда мы пришли на премьеру и она увидела себя на экране, то почувствовала интерес. Сейчас уже спрашивает: „Мама, а когда будут какие-нибудь пробы, когда я буду сниматься?“ Но я твердо для себя решила, что не буду никого специально просить и „пропихивать“ свою дочь. Сейчас есть картина, где нужна девочка. Меня спрашивают: „Может, попробовать Таню?“ Честно отвечаю: „Пожалуйста. Только сразу вас предупреждаю: она не артистка“. Люди должны понимать ситуацию».
В том, что ее мама актриса, Таня видит больше плюсов или минусов?
Ирина: «Мне кажется, минусов. Обычно я возвращаюсь домой поздно вечером, не всегда успеваю застать ее неспящей. Сейчас вот освободилась пораньше, и, может, нам удастся вместе поужинать. Завтра у Тани экзамен по музыке, на котором я не смогу присутствовать из-за съемок. Это касается и родительских собраний, и каких-то утренников в школе. В некоторые важные для нее моменты жизни я не могу быть рядом».
Она высказывает претензии?
Ирина: «Нет, никогда».
А в чем плюсы?
Ирина: «Это воспитание, общение с интересными людьми — моими знакомыми. Я стараюсь ее творчески развивать. Таня занимается музыкой, танцами, ходит в художественную школу».
Вы разговариваете на взрослые темы?
Ирина: «Да, я ее воспитываю. Иногда слышу, как она общается со сверстниками, нахожу какие-то записочки и учу, что такое слово, как оно может изменить жизнь. Ведь даже крепкую десятилетнюю дружбу можно убить одним словом. Я объясняю, что слова — это тоже часть жизни, не надо отзываться о людях плохо, в итоге ты сделаешь хуже себе. Я делюсь своими знаниями, опытом. Меня шокирует то, что происходит на телевидении, какие сейчас показывают рекламные ролики. Ребенок может включить телевизор днем и увидеть сцены насилия или, извините, голые задницы. Конечно, я могу просто выбросить „ящик“ (некоторые мои знакомые так и сделали). Я знаю семьи, где дети ни разу в жизни не ходили в кинотеатр, не представляют, что такое 3D. Я как-то раз попыталась вытащить их дочку: „Давайте свожу ее с Таней на прекрасный мультфильм „Вверх“?“ — „Нет-нет, не надо. Пусть лучше она не знает, что такое кинотеатр“. Но я не могу изолировать дочь от жизни».
Хорошая альтернатива телевизору — книги. Правда, сейчас люди читают редко.
Ирина: «В нашей семье читали все, и среди моих знакомых немало таких людей. Я люблю поэзию — Бродского например. Стихи короткие, их можно читать в перерывах между съемками. (Смеется.) Еще мне интересны письма, мемуары — это по-настоящему захватывает».
Были книги, которые изменили вашу жизнь?
Ирина: «Нет. Были книги, которые произвели на меня колоссальное впечатление, и я о них еще долго вспоминала. То же касается и кино, спектаклей. Конечно, какие-то я извлекаю уроки, но если это не философская литература, как она может изменить жизнь? Вообще, у меня не было каких-то резких, кардинальных перемен. Все логично вытекает одно из другого. Все, что я хочу, получаю». (Улыбается.)
После развода вы сказали: не ожидала, что почувствую такую легкость…
Ирина: «Вы уверены, что я это говорила?.. Нет, как раз ожидала, я и развелась, чтобы это произошло».
Развелись и почувствовали себя счастливой?
Ирина: «Не хочу обсуждать эту тему, все в прошлом. Я всегда была счастливой женщиной. К этому надо стремиться, работать над собой. Посмотрите, какой сегодня чудесный летний день! Я снималась в кино, занималась своей любимой работой. Успела даже сделать маникюр во время съемок! Разве это не счастье? Наша жизнь состоит из мгновений, и мы сами наполняем их эмоциями. Поэтому даже если и происходит какой-то негатив, я стараюсь найти положительные моменты в случившемся».
Вы никогда не завидовали своему персонажу?
Ирина: «Что же ей завидовать, если я и есть она? (Смеется.) Благодаря моей профессии у меня есть возможность прожить несколько жизней. Недавно в одном телесериале я играла такую мерзкую бабу! И получила настоящий кайф: ну разве в реальной жизни я могу себе позволить так выражаться и совершать такие поступки?»
Что интереснее в работе: процесс или результат?
Ирина: «Конечно, процесс. На премьеры я иногда хожу, а вот телесериалы со своим участием вообще не смотрю. Раньше я постоянно занималась самокопанием, была чем-то недовольна: мол, тут надо было сыграть по-другому, там „не дожала“ эмоций. (Улыбается.) Сейчас понимаю, что это большая ошибка — быть чем-то недовольной».
Вы легко отсекаете от себя то, что не нравится, говорите людям «нет»?
Ирина: «Раньше это было категорически невозможно, я вообще не понимала, как можно отказать, когда тебя о чем-то просят. Потом страдала из-за того, что согласилась, делала себе в восемьдесят раз хуже. Сейчас я научилась говорить „нет“ легко и уверенно. Может, звучит жестко, но, по-моему, это правильно. Иначе будет просто потеря своего времени, нервов и здоровья».
Особенно трудно отказывать близким людям…
Ирина: «Да, согласна, но есть же разговор по душам. И ты всегда можешь близким что-то объяснить».
Часто ездите домой, на родину?
Ирина: «Не так часто, как хотелось бы. Но я в этом очень нуждаюсь. Там у меня родители, подруги, любимая сестра с племянниками. Бабушка, у которой я раньше проводила летние каникулы. Красота: природа, леса, чистый воздух».
Сад-огород?
Ирина: «Когда приезжаю, то помогаю сестре грядки пропалывать. У меня тоже есть огород, но там ничего не растет. Надо ведь этим постоянно заниматься, а у меня такой возможности нет».
Считается, что девушки, выросшие в маленьких городках, хозяйственные и должны все уметь.
Ирина: «Я действительно хозяйственная и все умею: и вязать, и вышивать, и картошку копать, и сено косить. Но в нынешней моей жизни нет в этом необходимости. Стог сена можно купить, если захочется. Однако если настанет такое время, когда мне надо будет держать корову и кур, буду это делать с великим удовольствием. Для меня это одно из самых приятных воспоминаний моей прошлой жизни. Летом у бабушки я доила корову, полола огород, мы собирали грибы и ягоды, варили чудесное, ароматное варенье…».
Что для вас сейчас момент перезагрузки?
Ирина: «Сон. Даже двухминутный отдых помогает мне восстановиться. Времени на сон мне не хватает никогда. Это не значит, что я жалуюсь, я сама выбрала себе такую профессию».
Что на вас повлияло, что вы стали так философски ко всему относиться?
Ирина: «Я всегда раньше так жила. Просто в какой-то момент времени в силу разных обстоятельств это было утеряно. А сейчас я возвращаюсь к себе настоящей, той, какой я была лет в двадцать. Меня перло по жизни, и я ловила от нее кайф. Мне кажется, я снова приобрела молодость тела и духа. Отдаюсь обстоятельствам и тому, куда ведет меня жизнь».