Хорошего понемножку
Светлана Cветличная и другие королевы киноэпизодов
Ровно 50 лет назад она впервые появилась на экране: хрупкая, звонкая, светлая, как и ее имя — Светлана Светличная. За свою карьеру она сыграла около 30 ролей. Это были яркие работы и не очень, большие и эпизодические, полюбившиеся зрителю и прошедшие незамеченными.
Ровно 50 лет назад она впервые появилась на экране: хрупкая, звонкая, светлая, как и ее имя — Светлана Светличная. За свою карьеру она сыграла около 30 ролей. Это были яркие работы и не очень, большие и эпизодические, полюбившиеся зрителю и прошедшие незамеченными.
Так бывает у любого артиста. Только не каждого называют «королевой эпизода». Была у Светличной роль, которая полностью изменила жизнь актрисы, превратив ее в звезду. С той поры прошло чуть более сорока лет, а Светлану Афанасьевну до сих пор сравнивают с роковой блондинкой Анной Сергеевной из «Бриллиантовой руки». Пятнадцатого мая одной из самых ярких советских актрис исполняется семьдесят лет. «МК-Бульвар» не мог обойти вниманием такое событие и решил вспомнить, как всходила на трон «королева эпизода», а еще назвать таких же «коронованных особ», в чьей актерской карьере были маленькие «главные» роли.
Карьера: Впервые Светличная появилась на экране в фильме «Колыбельная» в 1960 году. И через год получила главную роль в картине Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо». Расцвет карьеры Светланы Афанасьевны пришелся на 60—70-е годы, когда она считалась самой красивой актрисой СССР. А самый тяжелый период, как и у многих артистов ее поколения, пришелся на девяностые годы, когда Светличная была вынуждена подрабатывать уборщицей. Сегодня она по-прежнему ведет светский образ жизни, изредка играет в кино и встречается со своими поклонниками. И по-прежнему не любит, когда ее сравнивают с героиней из «Бриллиантовой руки».
Звездный час: Случился в 1968 году в картине «Бриллиантовая рука». В фильме Светличная появилась всего в нескольких эпизодах. Но благодаря этой работе она сумела войти в историю советского кинематографа как актриса, впервые станцевавшая стриптиз на экране. Говорят, что одно время этот эпизод вырезался как аморальный.
О роли: На самом деле Светлана Афанасьевна очень застенчивая женщина. Поэтому она очень волновалась, когда выходила в купальнике на съемочную площадку и чувствовала, как придирчиво ее рассматривает режиссер. Она практически запаниковала, когда ей предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Но на помощь красивой девушке пришел опытный Юрий Никулин. Он тихим голосом попросил смотреть во время этой сцены только на него: «Света, не обращай ни на кого внимания! Смотри на меня! Я свой!» И актриса прекрасно справилась с поставленной Гайдаем задачей. Кстати, знаменитый танец Светличной никто не ставил. Это была полнейшая импровизация.
Лия Ахеджакова
Карьера: Она до сих пор является одной из самых любимых и востребованных актрис в нашей стране. За свою карьеру Ахеджакова создала более 70 кинообразов, впервые появившись на экране в 1968 году в картине «Возвращение». Причем там тридцатилетняя актриса сыграла мальчика Петю.
Награды: Заслуженная артистка РСФСР, народная артистка России, обладательница двух Государственных премий и премий международных кинофестивалей.
Звездный час: В 1977 году Ахеджакова появилась в «Служебном романе» в роли секретарши Веры. По сюжету Верочка была замужем. Сначала ее супруга играл Михаил Светин, которого позднее заменили Александром Фатюшиным. Но он попал в больницу, и героине Ахеджаковой пришлось общаться с мужем только по телефону.
О роли: За два года до «Служебного романа» Эльдар Рязанов пригласил артистку на эпизодическую роль в «Иронии судьбы». Актрисе очень не хотелось играть в таком маленьком эпизоде, но режиссер уговорил. С тех пор они подружились, а роли Лии Меджидовны в рязановских картинах заметно выросли, о чем никто не жалеет.
Кира Крейлис-Петрова
Карьера: Кира снимается с 1957 года, хотя первая заметная роль у нее появилась только в 1969 году в картине «Мама вышла замуж». Актриса никогда не получала главных ролей, но все образы, созданные ею в кино, получались очень яркими и острохарактерными. Она до сих пор снимается в эпизодах. И каждая ее роль — это небольшой комический спектакль, который всегда запоминается.
Награды: Заслуженная артистка России. Имеет приз «За лучшую женскую роль второго плана».
Звездный час: Фильм «Влюблен по собственному желанию». В 1983 году Крейлис-Петрова сыграла мать главной героини Веры. Она так точно сумела показать замученную жизнью и работой женщину, что ее игру отметили многие критики. А ровно через десять лет Кира создала незабываемый образ тещи Горохова в картине «Окно в Париж», который до сих пор называют самым удачным в ее карьере.
О роли: Кира, конечно, ожидала от своей актерской судьбы большего. Но она не обижается на жизнь и продолжает работать, так как просто обожает свою профессию.
Раиса Рязанова
Карьера: На сегодняшний день за плечами актрисы около 150 сыгранных ролей, причем половина из них приходится на последнее десятилетие. Несмотря на удачное начало карьеры (в 1967 году Рязанова сыграла главную героиню в фильме «Гуля Королева») и дальнейшую востребованность, самой известной работой актрисы до последнего времени оставалась картина «Москва слезам не верит». И только в 2005 году пальму первенства забрала роль Ольги в популярном сериале «Не родись красивой».
Награды: Заслуженная и народная артистка России.
Звездный час: Тоня в картине 1979 года «Москва слезам не верит». И хотя Раиса Ивановна сыграла одну из главных героинь фильма, на экране она появлялась совсем немного. На эту роль пробовались Наталья Андрейченко, Людмила Зайцева, Галина Польских и Нина Русланова, но убедительнее всех оказалась Рязанова.
О роли: Роль Тони не принесла актрисе тех заслуг и славы, как ее коллегам Муравьевой и Алентовой. А звание заслуженной артистки за эту работу ей присвоили спустя 14 лет.
Наталья Крачковская
Карьера: Первой ролью Натальи стал крохотный эпизод в картине 1959 года «В степной тиши». Известность к ней пришла в 1971 году, когда она сыграла в фильме Леонида Гайдая «12 стульев». За пятьдесят лет своей карьеры Крачковская сыграла около 80 ролей, но из-за плохого самочувствия с 2005 года Наталья Леонидовна на съемочной площадке не появляется, что не мешает ей оставаться одной из самых ярких и любимых актрис отечественного кинематографа.
Награды: Заслуженная артистка России.
Звездный час: Мадам Грицацуева в комедии «12 стульев» и Ульяна Андреевна, жена Бунши, в картине «Иван Васильевич меняет профессию». На роль мадам Грицацуевой претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Но звукооператор картины Владимир Крачковский показал режиссеру свою жену, студентку ВГИКа Наталью.
О роли: Мадам Грицацуева стала для Крачковской не просто первой серьезной работой в кино. Актриса создала новый комедийный образ женщины невероятных размеров и тут же стала очень популярна. Поэтому когда из-за болезни Наталья Леонидовна похудела на 20 килограммов, то режиссер «Ивана Васильевича», Гайдай, посадил артистку на калорийную диету, чтобы она побыстрее вернула себе прежние формы.
Нина Гребешкова
Карьера: Нина начала сниматься еще на первом курсе ВГИКа, сыграв в 1950 году небольшой эпизод в картине «Смелые люди». Она много работала в пятидесятые годы и быстро завоевала популярность. На карьеру Нины огромное влияние оказал ее муж, Леонид Гайдай. Гребешкова посвятила себя этому человеку, отодвинув кино на второй план. Но практически во всех фильмах Гайдая (и его друга Данелия) она играла эпизодические, но очень яркие роли. Всего Нина Павловна сыграла около 30 киноролей.
Награды: Заслуженная артистка России.
Звездный час: В 1968 году Гребешкова появилась в роли Нади, жены Горбункова в картине «Бриллиантовая рука». На место Гребешковой претендовала Ия Саввина, но Гайдай отдал предпочтение своей жене. Нине Павловне поначалу эта роль не понравилась, она ее назвала «слишком розовой». А Леонид Иович заметил, что такой и должна быть настоящая жена.
О роли: К сожалению, работы в комедиях Гайдая и Данелия подпортили карьеру актрисы, так как другие режиссеры перестали приглашать Гребешкову на драматические роли, о которых она всегда мечтала. Зато Нина Павловна полюбилась зрителям именно как комедийная артистка.
Наталья Хорохорина
Карьера: На счету Натальи Николаевны около 80 ролей. Она выходит на съемочную площадку с 1977 года. В основном ей достаются эпизодические роли. В последнее время Хорохорина начала активно сниматься в кино и сериалах. Но актриса по-прежнему считает, что стала жертвой самой яркой своей работы — «Пираты XX века».
Награды: Заслуженная артистка России.
Звездный час: Работа в первом советском боевике «Пираты XX века», который вышел на экраны в 1979 году. В отличие от зрителей, которые сразу полюбили этот фильм, критика и начальство восприняли его в штыки, назвав «проамериканским». Поэтому никаких почета и премий актриса (как и все остальные) не получила.
О роли: Когда шла работа над фильмом, никто из киногруппы даже не думал, что он станет настолько популярным. Перед съемками сцены бичевания героини Маши актер Талгат Нигматуллин предложил Хорохориной побить ее по-настоящему. И актриса согласилась. Позднее она вспоминала, что было очень больно, так как Талгат отхлестал ее со всей силы. Поэтому спина Натальи Николаевны превратилась в один сплошной синяк.