Архив

Прямая речь

Почему Андрея Малахова заменили на Елену Проклову, или прощальные гастроли «Принципа домино»

Жанр телевизионного ток-шоу, пик популярности которого наблюдался два-три года назад, сегодня понемногу сдает позиции, однако актуальности не теряет. Разобраться в том, что происходит с отечественными ток-шоу и от чего зависит их популярность, нас заставили две новости. В проекте «Малахов+Малахов», недавно появившемся в эфире Первого канала, неожиданно сменился ведущий. А вот судьба долгожителя НТВ ток-шоу «Принцип домино» решена более кардинально: скоро проект исчезнет из эфира.

29 мая 2006 04:00
6660
0

Жанр телевизионного ток-шоу, пик популярности которого наблюдался два-три года назад, сегодня понемногу сдает позиции, однако актуальности не теряет. Разобраться в том, что происходит с отечественными ток-шоу и от чего зависит их популярность, нас заставили две новости. В проекте «Малахов+Малахов», недавно появившемся в эфире Первого канала, неожиданно сменился ведущий. А вот судьба долгожителя НТВ ток-шоу «Принцип домино» решена более кардинально: скоро проект исчезнет из эфира.

Придумать что-то принципиально новое в разговорном ТВ-жанре, как ни крути, довольно сложно. Специфика такова, что круг тем, на которые говорят в ежедневных дневных ток-шоу, ограничен. То же самое происходит и с гостями — звезды переходят из программы в программу, рассказывая одни и те же истории из своей жизни, чем не способствуют рейтингу передач.

Несмотря ни на что, появившееся чуть больше месяца назад в эфире ток-шоу «Малахов+Малахов» зарекомендовало себя весьма успешным проектом. Неожиданная тематика о здоровом образе жизни, волнующая практически все население страны, и позитивный тон, на который настраивают ведущие, позволили передаче набрать популярность. Теперь же в программе меняется ведущий. Место Андрея Малахова в студии заняла актриса Елена Проклова, а программа будет называться просто «Малахов+». К Елене Прокловой претензий никаких, но как отразится смена ведущего на судьбе телевизионного проекта?

Продюсер Наталья НИКОНОВА уверена, что смена ведущего программе ничем не грозит.

В жанре ток-шоу Елена — настоящий профессионал. В качестве продюсера на ее счету «Свобода слова» с Савиком Шустером, «Глас народа» и «Основной инстинкт» со Светланой Сорокиной, а сейчас ее основные детища — «Пусть говорят», «Лолита», «Судите сами» и «Малахов+».

— Наталья, с чем все-таки связана замена ведущего?

— Андрей сейчас переходит на ежедневный прямой эфир в программе «Пусть говорят». А это колоссальная нагрузка, которая под силу не каждому ведущему. Андрею она по зубам, но вести сразу два проекта такого рода — уже на грани безумия. Как только было принято решение, что «Пусть говорят» выходит в прямом эфире и ежедневно, тогда и поставили вопрос о замене Андрея. В дальнейшем у нас будет работать Лена Проклова. Во-первых, она человек известный, а во-вторых, и сама очень интересуется здоровым образом жизни, народной медициной.

— Второй ведущий, Геннадий Петрович Малахов, отнюдь не телевизионный человек и раньше не работал в кадре. Когда создавалось ток-шоу, вы оценивали степень риска?

— Запуск любого нового проекта — это риск. Потребности аудитории меняются каждый день. В Геннадии Петровиче мы были уверены, потому что он уже состоявшийся человек с именем и его книги пользуются популярностью на протяжении многих лет.

— В чем, на ваш взгляд, секрет успеха ток-шоу вообще? Что нужно для того, чтобы зритель его смотрел?

— Необходима полная гармония — аудиторию должна интересовать тема программы, личность ведущего, передача должна правильно стоять в своем тайм-слоте. Ток-шоу — это котел, в котором закручивается энергия, пропускается через ведущего и выплескивается на зрителя. Главное — устроить правильный энергетический обмен. Хотя вот «Лолита» устроена совершенно по-другому. Если в обычном ток-шоу мы выстраиваем какие-то пропорции из экспертов и героев, то здесь все настолько завязано на личности ведущей, что только она одна определяет всю структуру и драматургию программы.

— На ваш взгляд, аудитория сегодня больше интересуется развлекательными или политическими ток-шоу?

— Я не считаю, что аудитория сейчас не интересуется политикой. Другое дело, что и сама политика сейчас, может быть, перешла немножко в другой слот, на стыке социалки и экономики. Но и эти темы зрители смотрят с неослабевающим интересом.

Ток-шоу, которому за свою телевизионную жизнь в прямом смысле очень досталось, — проект НТВ «Принцип домино». Успешный старт программе подарила четко продуманная концепция: ни одного подставного гостя в студии, по большей части прямой эфир и оригинальный дуэт двух ведущих. Далее проблемы начались как раз с дуэтом. Изначально хозяйками «Принципа домино» были Елена Ханга и Елена Ищеева. Через какое-то время, не без скандала, раздутого в том числе и журналистами, одна Елена сменила другую, и образовалась пара Елена Ханга плюс Елена Старостина. Желая повысить рейтинги проекта, еще через какое-то время руководство заменило и ее. На место Елены Старостиной встала Дана Борисова. В четвертый раз менять ведущих, видимо, не сочли нужным. В пресс-службе НТВ нам официально подтвердили, что с нового сезона программы «Принцип домино» в эфире не будет. Причина закрытия — невысокие рейтинги передачи. Ведущие программы Елена Ханга и Дана Борисова остаются на НТВ и будут работать над новыми проектами.

Продюсер Искандер ХАКИМОВ начинал работать над «Принципом домино» и по праву является одним из отцов-основателей проекта. Пока менялась жизнь «Принципа домино», изменилась и судьба его первого продюсера. Теперь Искандер трудится на «России» заместителем директора Дирекции главных продюсеров. На его счету проекты: «Суд идет», «Частная жизнь», «Танцы со звездами».

— Два-три года назад жанр ток-шоу был на пике популярности. Какова ситуация сейчас?

— Ситуация стабилизировалась. На мой взгляд, все объясняется довольно просто. Все новое, что приходит на телевидение, сразу получает живой отклик, после чего к этому привыкают. Так произошло и с ток-шоу. Но я бы сказал, они к нам пришли, чтобы остаться.

— Но одни программы живут дольше, а другие уходят из эфира.

— Любая программа — это живой организм. Это ребенок, который рождается, начинает ползать, потом ходить, потом бегать, потом идет в школу. Потенциал каждого живого организма может быть разным. Все зависит от содержания и ресурсов, которые в него вкладывают. Если ток-шоу не имеет четкой структуры, в которую встраиваются все гости и участники, оно очень скоро изживет себя. А вот ток-шоу, имеющие жесткую форму, как правило, живут долго.

— Приведете пример?

— Это то, что у нас сегодня называется «судебными ток-шоу». Они будут существовать долго, потому что имеют очень жесткие рамки. Действие происходит в зале суда, и мы являемся свидетелями иногда блистательной, иногда не очень игры актеров, которые разыгрывают ту или иную ситуацию. Уголовную или гражданскую. В эту универсальную структуру вписывается все.

— Но судебных ток-шоу сейчас по крайней мере три, и какая бы жесткая структура у них ни была, зритель все равно от них устанет.

— Программу смотрят до тех пор, пока она интересна. Судебные ток-шоу довольно правильные, потому что имеют свободную верстку. Всякий раз зрители испытывают интерес, не зная, какая тема будет затронута, какое дело расследуется. Но они знают, что это дело будет расследовано обязательно, что будет вынесен какой-то приговор. Налицо все атрибуты классического, если хотите, произведения. В ток-шоу, где говорят просто «за жизнь», ситуация иная. Люди, которые мало-мальски могут быть в них ньюсмейкерами, приходят и говорят об одном и том же по второму, третьему, а то и пятому разу. Именно поэтому, зная, что скажет тот или иной персонаж, зритель уходит на другой канал и не смотрит программу. Но определенные цифры эти ток-шоу собирают. И прежде всего потому, что есть аудитория, которая уже не может без ток-шоу, которой хочется послушать. Именно не поговорить, а послушать. В этом смысле домохозяйки — самая правильная и благодарная аудитория.

— Как быть с ток-шоу для домохозяек, если вы признаете, что и гости там повторяются, и круг тем ограничен?

— Самое главное — это повороты, драматургия. У нас это называется «колено». Если удается найти новый поворот, не тривиальный, не ходульный, не похожий на то, что делали коллеги с других каналов, — ток-шоу будет иметь стабильный интерес со стороны зрителя. Пусть даже мы имеем один и тот же круг известных людей, гостей. Но если их удается столкнуть между собою в совершенно нетипичных обстоятельствах и высечь, как я говорю, искру, которая будет любопытна, это будет иметь успех.

— Наверное, еще важна и роль ведущего?

— Ведущий — это человек, который обслуживает ток-шоу. Ведущий хорош тогда, когда он очень коротко задает вопросы и очень долго и много слушает. Лучший ведущий — это слушающий ведущий.

— А придумать что-то новое, ту самую нетривиальную драматургию, еще возможно?

— Современная практика развития мирового телевидения подсказывает, что таких ходов множество. Как невозможно в калейдоскопе собрать похожие рисунки, так невозможно и в ток-шоу подобрать людей, которые будут постоянно друг с другом встречаться. А без ток-шоу вообще жить сегодня нельзя. Это продукт настолько аутентичный и точный по отношению к зрителю, что без него мы, боюсь, не протянем.

— Не могу не поинтересоваться вашим мнением о судьбе программы «Принцип домино»…

— Мне сложно здесь что-то комментировать, потому что все равно я для «Принципа домино» — Арина Родионовна, понимаете? И мне очень приятно, что в мою бытность руководителем этой программы я был одним из тех, кто сделал это шоу приметным. Еще раз повторю, что программа — это живой организм, и этот организм живет порою абсолютно перпендикулярно его создателям. С создателями там все хорошо. С форматом — уже не знаю. Я давно не встречался со своим ребенком.

ИЗВЕСТНО, ЧТО…

•Первое ток-шоу появилось на американском телевидении в 1967 году. Придумал этот жанр известный тележурналист Фил Донахью. Однажды он вел в прямом эфире обычную телепередачу и, беседуя с очередной знаменитостью, понял, что не может придумать следующий вопрос. Тогда он обратился к зрительному залу, и вопросы посыпались градом. А Донахью понял, какие колоссальные возможности открывает общение с обыкновенной зрительской аудиторией.



•Одним из первых ток-шоу в России является «Тема» — детище Владислава Листьева. До него в этом жанре проводились лишь телемосты Владимира Познера и родоначальника жанра Фила Донахью.



•Самым успешным и популярным, без сомнения, считается ток-шоу «Опра» американской телеведущей Опры Уинфри. C 1986 года ее смотрят, слушают и боготворят миллионы американцев и зрителей в разных странах. За свои достижения в области телевидения Опра уже собрала 32 статуэтки премии «Эмми».