Архив

ТЕЛЕПУЗИКИ

Продюсеры на вопросы вроде «А почему именно этот сериал решили снять?» любят отвечать в духе: «Не могу молчать, такой хороший сценарий — и пропадает». Наверное, отчасти в этом есть правда.

25 ноября 2002 03:00
6714
0

Продюсеры на вопросы вроде «А почему именно этот сериал решили снять?» любят отвечать в духе: «Не могу молчать, такой хороший сценарий — и пропадает». Наверное, отчасти в этом есть правда. Но нельзя забывать, что это их профессия. А значит, не только мысль показать по ящику потрясающий, по их мнению, сериал, но и себе денег на этом заработать руководит этими господами. Те, у кого получается лучше всего совместить одно и другое, то есть зрителей порадовать и себя не обидеть, живут припеваючи. В этом, с каждым годом разрастающемся бизнесе таких влиятельных людей не очень много. Но они, безусловно, есть.


Константин Эрнст и Анатолий Максимов

Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, поэтому на Первом канале всевозможным художественным и документальным фильмам, сериалам и мультикам отводится 40 процентов эфирного времени. Причем в погоне за этим самым рейтингом генпродюсер канала Константин Эрнст и продюсер Дирекции кинопоказа Анатолий Максимов порой готовы идти на любые меры. Отнюдь не всегда корректные, как это было, например, с «Убойной силой». Сколько ни обвиняли господ продюсеров в плагиате «Улиц разбитых фонарей», Эрнст с Максимовым оставались абсолютно невозмутимыми. А когда «Убойная сила» (как и все ее последующие продолжения) прошла с огромным успехом, продюсеров все зауважали. Те же стали крутить свой милицейский сериал чуть ли не каждые три месяца, продолжая зарабатывать на нем неплохие деньги с рекламы.

Авторитет Константина Эрнста и Анатолия Максимова вырос еще больше, когда в 2001 году они стали лауреатами «ТЭФИ» как лучшие продюсеры. Поэтому по мелочам они не размениваются, снимать предпочитают блокбастеры с известными режиссерами и звездными актерами. «Азазель» и «Спецназ», вышедшие в этом году, тому хороший пример. Несмотря на всю свою значимость, Эрнст и Максимов стараются быть людьми не публичными (заседания Эрнста в жюри КВН не в счет), не показываясь даже на пресс-конференциях своих новорожденных сериалов. Не иначе как сглаза опасаются.

Что же касается их коллег по продюсерскому цеху, то они хвалят Эрнста и Максимова прежде всего за очень правильно построенную пиар-кампанию своих проектов. Потому что удачно снятый рекламный ролик сериала — это уже половина успеха.


Валерий Тодоровский

Когда в мае 2000 года известный сын известного папы Валерий Тодоровский стал заместителем Генерального директора по кинопроизводству телеканала «Россия», многие его коллеги покрутили пальцем у виска. Один из лучших режиссеров, сценаристов и кинопродюсеров поколения 90-х, и вдруг — сериалы, которые большинство до сих пор воспринимает как низкий жанр. В общем, Тодоровскому прочили неперспективное многосерийное будущее и уход из «важнейших из искусств». Но не тут-то было. «Каменская−2», «Семейные тайны», «Леди на день» (двухсерийный телефильм), «Московские окна», «Закон», «Бригада», в конце концов… Причем Тодоровский — человек рисковый — приглашает не только молодых актеров, но и режиссеров-дебютантов. Не все продюсеры решаются на такое: как презентовать сериал, когда там сплошь незнакомые фамилии и лица? Тем не менее телеканал «Россия» тут же вышел в лидеры по объему выпускаемых сериалов, а Валерий Тодоровский вновь заставил о себе говорить. Апофеозом его триумфа над всеми скептиками стала полнометражная картина «Любовник», уже успевшая огрести не только кассовые сборы, но и несколько Гран-при.

Сейчас в производстве у Тодоровского-младшего еще около дюжины сериалов. Более того, он замахнулся на классику, а именно на «Идиота» Достоевского. По прогнозам, этот десятисерийный фильм станет одним из главных телесобытий в следующем году.


Юрий Беленький

Все наше «мыльное» производство строится по принципу: снимаем сериал как кино, только многосерийное. Юрий Беленький решил пойти от обратного и стряпает на своей телекухне по западному образцу «серия за день», причем в полностью отстроенных в павильоне декорациях. «Сериалы — наиболее дешевая, наиболее удобная, наиболее рейтинговая „еда“ для зрителей во всем мире. А значит — реклама, которая приносит нормальные деньги», — говорит сам Беленький. А понимание этого пришло к продюсеру еще десять лет назад, когда ему предложили снять сериал «Горячев и другие». Поначалу идея снимать многосерийные телефильмы Беленькому пришлась не по душе, но потом ничего, втянулся, особенно когда понял, что дело это прибыльное.

И не ошибся, когда запустил в производство «Воровку». Рейтинги у этой «мылодрамы» были весьма неплохие, Лидия Вележева прославилась, а господа производители заработали на этом весьма неплохие деньги. С не меньшим успехом прошли и другие творения Юрия Беленького: «Трое против всех», «Простые истины», а также ситкомы (комедии положений с дурацким смехом за кадром) — «Дружная семейка» и «Юрики». Павильонные съемки обходятся гораздо дешевле, а денег с показа приносят достаточно. И дурного в этом, как может показаться, ничего нет — так происходит во всем цивилизованном мире.

Пока Юрия Беленького в этой нише российского телесериального бизнеса можно назвать пионером, монополистом и чуть ли не единственным специалистом. А покуда это так, с такого рода проектами всякие сценаристы-режиссеры будут работать с ним.


Дмитрий Лесневский

Будучи 21 года от роду, Дмитрий Лесневский вместе со своей мамой Иреной создал первую независимую телекомпанию REN TV, где он занял пост ген. продюсера. К 1997 году они созрели до собственного канала с тем же названием, а еще через три года — и до собственного кинопроизводства. За продюсирование цикла художественных фильмов «Черная комната» в начале 2001-го Лесневский получил звание «Лучший продюсер года» от Союза журналистов России.

Вся телепродукция, выпускаемая «REN-фильмом», гордо называется «многосерийные художественные фильмы» — слово «сериал» продюсеру отчаянно не нравится. За первые годы Лесневский выпустил более 30 кинопроектов: «Next», «Клетка», «Фаталисты», «Конференция маньяков». Но общественное сознание пока еще не воспринимает дециметровые каналы в одном ряду с первыми шестью кнопками. Поэтому настоящим прорывом, принесшим г-ну Лесневскому официальное признание в среде продюсеров многосериек, стал выход сериала (извините, но все-таки это сериал) «Нина. Расплата за любовь» на канале РТР. Хочется надеяться, что готовые проекты «REN-фильма» — «Провинциалы», «Хроника любви и смерти», «Невозможные зеленые глаза» — прославятся на своем родном канале, а не в повторном показе на «вражеских».


Владилен Арсеньев

Имя Владилена Арсеньева последнее время не часто услышишь в СМИ, но между тем это человек, к мнению которого конкуренты прислушиваются, хотя в массе своей недолюбливают. Завидуют, наверное. Когда-то именно он привез в Россию «Восставших из ада» и «Кошмар на улице Вязов», «Эротические шоу мира» и «Эммануэль». Он за полтора месяца запустил «НТВ-плюс» и за месяц — «НТВ-Интернешнл». Когда в 1998 году он создал «НТВ-кино», на четвертой кнопке появились такие всемирно известные сериалы, как «Никита», «Скорая помощь», «Крутой Уокер», «Неприкасаемые», «Доктор Куин — женщина-врач»…

С переделом власти на НТВ и последующими событиями в «Медиа-Мосте» досталось и «НТВ-кино», которое к тому времени было на пике своей деятельности. Арсеньев со товарищи выстоял и смог-таки выпустить сериалы «Дальнобойщики», «Ростов-папа», «Салон красоты»… А вот с «Дронго» ему не повезло — этот мега-проект с сумасшедшими финансовыми вложениями попросту затерялся на фоне шедшей параллельно «Бригады». (Очевидно, Первый канал специально приобрел «Дронго» в противовес РТРовской гангстерской саге, но сам обломался и производителей обломал.) Арсеньев, однако, не отчаивается и вынашивает в своей голове еще кучу проектов. В частности, скоро обещают «Дальнобойщики−2», съемки которых в самом разгаре.