ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ
Причиной появления аромата на свет может стать страсть, любовь, отчаяние, нежность.
Причиной появления аромата на свет может стать страсть, любовь, отчаяние, нежность. Их создание — откровенная провокация или желание примирить людей с противоречивой действительностью. Все что угодно, кроме холодного расчета. Пусть те, кто идут следом, угадывают тенденции времени и направления моды. Ни время, ни мода не властны над теми парфюмерными творениями, о которых пойдет речь.
Из элегантности и шарма, из невероятной интуиции, из магии счастливых чисел и упорного труда, из внешней легкости и глубокой недосказанности, из почти мистической силы и по-женски утонченной беззащитности вырисовывается образ легендарной Шанель. Духи, подаренные миру 5 мая 1921 года — Chanel № 5 — как только ни называли: гимном новой женственности, старомодным парфюмом, навязчивыми, вызывающими, деликатно вечерними, волнующими… За свою долгую жизнь они успели собрать впечатляющее количество как покоренных сердец, так и завистливых пересудов. Из всей галереи ароматов Chanel ближе всего к № 5 — «личные» духи Сосо. Странная судьба имен… Габриэль Шанель, еще будучи шансоньеткой, получила прозвище Коко по названию песенки, которую чаще всего исполняла, и сделала его именем, которому поклоняется весь мир.
Идея названия и внешнего вида флакона Opium принадлежит Иву Сен-Лорану. Как и все великие духи, эта композиция была создана в противовес модным тогда ароматам: Сен-Лоран поставил перед парфюмерами лаборатории Рур задачу создать «нечто, подходящее для китайской императрицы», вместо популярного холодновато-зеленого букета. Эксперты считают, что выход Opium возрадил традицию великих восточных ароматов, почти забытых со времен герленовских Shalimar. Opium был молниеносно распродан, в том числе и багодаря скандалу вокруг его появления. Сен-Лорана даже упрекали в прямой пропаганде наркотиков, поскольку рекламный слоган духов — Pour celles qui s’adonnet И Yves Saint Laurent — практически означает «Для тех, кто в зависимости от YSL».
Сенсацией и феноменом парфюмерии конца ХХ века стал комплект «ядов» от Christian Dior — Poison, Tendre Poison и Hypnotic Poison. За последние двадцать лет вряд ли можно найти более провокационный и неочевидный парфюм, чем Poison классический. Cклянка темного стекла с магическим снадобьем — буквально, наследие Средневековья. Если у ароматов есть Зодиак, то этот должен был родиться под знаком Скорпиона — потому что он безоговорочно вызывал эмоции: или любовь, или ненависть. Чувственный, пряный, он быстро породил волну подражаний, но скопировать удавалось лишь первый, легко читаемый аккорд. Тонкий шлейф и букет лесных ягод в сочетании с опопонаксом (смолой) так и остался собственностью Dior. Вслед за откровенным вызовом появился сдержанный вариант — Tendre Poison, поменявший пряные амбровые акценты на свежие и цветочно-лесные. А с приходом в Дом моды Christian Dior Джона Гальяно, обновлением его концепции и возникновением Hypnotic Poison — каждая «отравительница» нашла свое смертельное оружие обольщения!
Jean Patou
Известна легендарная фраза модельера Жана Пату: «Я одевал женщин, чтобы удобнее было их раздевать». Если вспомнить, что высказывание относится к 20-м годам ушедшего столетия, когда корсеты только сменились на привычные нам варианты одежды, оно приобретает куда больше целомудренности.
В 1925 году модельер выпустил ароматы для трех типов женщин: для чувственных брюнеток — «Любовь-любовь», для вечно юных блондинок — «Что я знаю?», для очаровательных рыжих — «Прощай, благоразумие». После этого родились (на тот момент) самые дорогие духи в мире — Joy. Во всех парфюмерных творениях Пату слышался отголосок знаменитой фразы. Квинтэссенцией философии марки стал аромат Patou for Ever: в нем все подчинено очарованию, роскоши, покою и сладострастию.
Все предметы, выходящие под маркой Hermes, на удивление узнаваемы. Элегантность и изысканность, простота и лаконичность линий, предельная сдержанность, словом, та разновидность роскоши, которая доступна только посвященным. Духи Caleche созданы по тем же канонам. Аромат — одновременно классический и волшебный, чувственный до глубины души. Данью роскошной улице Faubourg Saint-HonorО, являющейся символом элегантности, традиций и моды, стал аромат 24, Faubourg (адрес HermПes). В 1995 году он единственный получил во Франции сразу пять парфюмерных «Оскаров»! Ласкающая гармония запаха напоминает прикосновение шелкового карэ HermПes, колышущегося под легким дуновением ветра.
По числу невероятных открытий в области высокой парфюмерии Дому Guerlain нет равных. Начиная с того, что именно Guerlain в конце ХIХ века выпустил духи Jicky, в состав которых впервые вошли синтетические компоненты. В середине 20-х годов ХХ века произошла самая утонченная и возвышенная из революций — появилось творение Жака Герлена Shalimar. Авангардная вариация на восточную тему стала запоминающимся штрихом тех безумных лет. Пережив Первую мировую войну, люди стали чувствовать жажду «быть»: повсюду в Европе кипела жизнь; сметались прежние предствавления о моде; сформировалась эстетика ар-деко — и это время требовало своего аромата. Казалось, что, соскучившись по роскоши, люди боятся ее потерять… Сейчас трудно поверить, что яркий, но не шокирующий запах Shlimar, представленный на парижской Выставке прикладных искусств в 1925 году, воспринимался как нечто безусловно новое. А его создатели, братья Герлен, вряд ли предполагали, что Shalimar и в XXI веке будет оставаться в числе самых продаваемых духов!
Sysley
Самая ботаническая компания, которая выпускает самую растительную косметику — Sysley — при создании туалетной воды Eau du Soir осталась верна своим принципам. Недавно поменялся дизайн флакона, но аромат остался прежним (благо, создан был прекрасно запоминающимся). «Это он, я его помню!» — воскликнете вы, уловив изысканное сочетание ароматов: мандарина и грейпфрута, жасмина и розы, иланг-иланга и ириса, пачулей и лимона, имбиря и перца… Что сверх того — то от лукавого. Стоит ли добавлять лишнее в нестареющую классику?
Верность традициям, старинным рецептурам и натуральным, баснословно дорогим ингредиентам — это парфюмерный Дом Creed. Его логотип напоминает дворянский герб. Слегка чопорно, но невероятно изысканно и элегантно. Иногда кажется, что две капли духов от Creed способны изменить походку, стиль поведения и даже манеру говорить. В числе шедевров не только персональный парфюм для императрицы Евгении, но и «цветочный вихрь» посвященный наступлению нового ХХI века.
Annick Goutal
Ее духи создавались сердцем. Анник Гюталь была талантливой, подающей надежды юной пианисткой, но в 16 лет она осознала свою подлинную страсть. Позже Анник призналась: «Я нашла все то, что потеряла, я перешла в другой регистр, но в нем звучали те же слова: нота, аккорд, прикосновение». Ее духи звучат как музыка любви. Из самых ярких и волнующих мелодий — посвящение страстной любви к мужчине Grand Amore, нежной любви к дочери Petite ChОrie и всепоглощающей любви к самой жизни Ce Soir ou
Успешный модельер Юбер де Живанши, завоевав сердца женщин, всегда оставался верен самому близкому другу — актрисе Одри Хепберн. Она была воплощением его мечты об истинной женщине. Она была его идеалом, и свои первые духи Живанши посвятил именно Одри. Во все, что создавал он, вкладывалась частичка ее характера, ее мыслей, ее красоты и неповторимости.
Как дымка легкой и прекрасной ткани обволакивает женское тело свежий, но одновременно теплый аромат Givenchy Organza. Эти духи сравнимы с «кутюрным» платьем: в них словно бы слышен шорох органзы под чарующие звуки скрипки. Появление в середине 90-х годов этого аромата заставило вспомнить, что мода «быть женщиной» никогда не пройдет.
Помните знаменитых голубков на крышечке флакона от Nina Ricci? После довольно продолжительного затишья компания возобновила поиск в сфере ароматов. На этот раз, в начале был «сконструирован» образ той, кому адресован парфюм, — поэтичной и чувственной особы, которая не провоцирует, не манипулирует мужчиной, но при этом проявляет искреннюю страстность… в пределах разумного. Так появился парфюм Premier Jour. Когда каждый день — первый. Когда чистота линий объединяются со светлыми нотами мандарина и гардении. Когда нежность персикового цвета гармонично сочетается с современной формой.
Неожиданное и оттененное восточной мудростью решение парфюмерной композиции Flower by Kenzo. Символ городского цветка — мак, способный вырасти даже на бетонных плитах, но хрупкий и трепетный. Самое удивительное, что как таковых «маковых» нот в духах просто нет. Эта игра символов, удачная попытка создать музыку женственности, чувственности и чистоты, исполненную в сумасшедшем ритме мегаполиса.
В 1935 году великий сюрреалист Дали подарил миру загадочный образ женщины с головой из роз. Так и останется загадкой, что заставило эксцентичного безумца подписать контракт с начинающим парфюмером на создание серии ароматов по мотивам своих картин. Последний из них, Dalistyle, по замыслу автора, приглашает к соблазну и приоткрывает тайну женщины, уклоняясь от прямого ответа.
Если бы подлинное золото имело аромат, как бы пахли дорогие украшения? В золотой композиции L’Or de Torrente королевский аромат розы неожиданно подчеркнут нотами кофе. Внезапное сочетание заставляет розовые ноты вибрировать, придает им динамичный накал, добавляет чувственность и сочность. Композиция символизирует вечность, унаследованную от Высокой Моды, и в то же время она современна, изменчива и сексуальна.