Дети

Современные мультфильмы: покадровый разбор

Зачем говорить с детьми о смерти, а со взрослыми — о любви?

На Украине прошел 18-й Международный фестиваль анимационного кино «КРОК», который является одним из крупнейших и значимых мультсмотров в мире. Здесь показывают все лучшее в анимации за последние два года.

27 октября 2011 21:44
7941
0
На фото: кадр из мультфильма Мешок яблок, «Союзмультфильм» (1974 г.)
На фото: кадр из мультфильма "Мешок яблок", «Союзмультфильм» (1974 г.)

Фестивали, подобные «КРОКу», — вещь полезная, и в первую очередь для расширения границ собственного мировосприятия. Не беря в расчет даже кинематографическую ценность каждого из фильмов, хватит цифр: 130 анимационных работ длиною от десятка секунд до 50 минут из 37 стран мира. Просмотры идут с «эффектом погружения» — с 10 часов утра до 23 вечера, по полтора часа за раз. Тематика самая разнообразная — любовь, фантастика, компьютерные изыски, музыкальные ритмы и абстрактные образы. На выходе из зала зрителей шатает не только от корабельной качки, но и от избытка полученной информации. Как будто ты лично побывал в 37 странах сразу, пронесясь сквозь лаконичный стиль индийской рекламы, задев крылом китайский колорит, ворвавшись в испанскую черную комедию с пытливой вдовой и т. д., и т. п.



От классного кино должно дух захватывать!


Хорошее кино отличить от плохого просто, для этого не надо быть критиком. От классного кино в душе должно что-то произойти. Перехватит дух, удивишься, рассмеешься, замрет сердце, случится полет сознания или головокружение…
Мне показалось, что в России кино, основанное на чувствах, появляется чаще, чем на Западе. Может быть, за границей снимают фильмы актуальнее и более вызывающе, и технологией побогаче, но зато как (!) наши мастера могут рассказать о вере и самопожертвовании («Воробей, который умел держать слово», реж. Дмитрий Геллер) или раскрыть духовный мир черного кота, оберегающего счастье людей («Шатало», реж. Алексей Демин)…
Один из таких мультфильмов представила Екатерина Соколова («Сизый голубочек», диплом «За бережное прикосновение к сложной теме человеческой судьбы»). В титрах — «Посвящается нашим родителям». Всю жизнь человек проезжал на поезде мимо случайного полустанка, не решаясь однажды сойти, что-то изменить. А можем ли мы выпрыгнуть из своего поезда судьбы? Порой об этом стоит задуматься.
От 5-минутного мультфильма «Прослушивание» голландца Удо Принсена стынет кровь. Сдержанное в красках повествование вдруг рассыпается яркими «брызгами» яблок, мороженого и конфет и вновь возвращается в обреченность и серость… концлагеря. Слева — расстрельная команда с взведенными курками, справа — мальчик, играющий на трубе. От того, как он сыграет, зависит, примут его в лагерный оркестр или его юная жизнь оборвется тут же, у окрашенной кровью стены. Режиссер говорит, что у героя его истории существовал реальный прототип — он умер всего год назад. В молодости его забрали в концлагерь, и он выжил там лишь благодаря умению играть на трубе. А почему в фильме из трубы вылетает еда? По словам бывшего узника, это была одна из самых обсуждаемых тем в концлагере…



Маленькое кино — большое дело!

Помнится, как во время одной из стоянок теплохода представительница местной администрации приветствовала участников «КРОКа»: «В нашем городе Хуциев снимал „Весну на Заречной улице“, другие известные режиссеры работали. Многие начинали, как вы, с маленького кино, а потом снимали большое…». Аниматоры переглянулись, и потом еще долго эта шутка гуляла по фестивальному кораблю. На самом деле в определении «маленького кино» есть лукавство. А одна из наиболее сложных и ответственных вещей в этой профессии (как, собственно, и в литературе, и в театре) — кино для детей.
Вопреки расхожему мнению большинство мультфильмов снимается вовсе не для детей. Даже коммерческие полнометражки, регулярно вываливающие на нас новые похождения смурфиков, шреков и тачек, больше рассчитаны на молодежные, а не детские, просмотры. Однако среди этого изобилия можно выловить что-то ценное.


Слово и дело!

Чем необычен мультфильм «Утка, Смерть и Тюльпан» немца Маттиаса Бруна? Естественно, темой смерти, которую у нас не слишком принято обсуждать с детьми. Интересно, что сказали бы об этом фильме детские психологи, — по моему личному мнению, к такой тонкой материи надо подходить очень осторожно, учитывая индивидуальные особенности психики каждого ребенка, но на Западе весьма популярны детские книжки на такие щепетильные темы, как переселение душ, загробный мир и прочее. В мультфильме героиня Смерть в течение 10 минут ведет философскую беседу с Уткой о том, что смерть всегда ходит рядом и ее не стоит бояться. В финале доверчивая Утка тихо умирает. Как сказали после просмотра юные зрители, именно это кино им было очень интересно смотреть. Хорошо бы подумать о форме, в которой можно беседовать с детьми на подобные волнующие их темы.

Наоборот, м/ф «Вязаные ночи» режиссера Гила Алкабеца представляет собой очень милое, с мягким юмором кино для всех ребячьих возрастов. Рукодельница-бабушка задумала связать свитер Луне. Однако Луна становится то меньше, превращаясь в тонкий Месяц, то опять больше. Такому клиенту не угодишь, но добрая бабушка находит способ согреть небесных обитателей и вяжет теплую одежду для звездочек.

Очень трогательный и веселый латвийский м/ф «Цирк» Яниса Цимерманиса. Простая история о приключениях циркового тигра — как раз такие мультфильмы могут достучаться до детского сердца и вызвать добрые чувства. Это кино близко по духу к нашей старой доброй советской классике, и неспроста: ведь известный режиссер-кукольник Цимерманис когда-то окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа.


С социальным подтекстом

Оригинальный и действенный способ обратить внимание общества на социальные проблемы — через анимацию. Именно один из таких мультфильмов — «Злой человек» (реж. Анита Килли, Норвегия) занял 1-е место в рейтинге зрительских симпатий. Что удивительно, учитывая факт, что нередко зрительские голоса отдаются совсем другому кино — смешному, забавному, более массовому и менее серьезному. Огромных размеров отец-тиран поколачивает жену и вводит в состояние ужаса маленького сына. Только другу-собаке мальчик может доверить все свои тайны. Когда страх семьи у ребенка достигает предела, появляется соцопека в образе большого и справедливого короля: «Пусть папа поживет у меня во дворце, а ты будешь его навещать, когда захочешь». Папу водворяют во дворец за решетку, он раскаивается и чудесным образом превращается в образцового отца — такого, о котором даже не мог мечтать сынишка. Мультфильм сделан как по заказу западных ювенальных служб и может быть рекомендован в работе с населением. Быть может, кому-то он и поможет.

Весьма спорной по задумке оказалась картина «Под голубыми небесами» (реж. Арно Демюинк, Сесилия Маррейруш Марам, Франция—Бельгия). В песенке про уютное синее королевство с синей природой и синими подданными все веселятся, и только принцесса почему-то грустит. У ее верной служанки восемь детей, и она уже беременна девятым младенцем. Уставшая мать тяжело переносит беременность, а шаловливые дети не дают ей отдохнуть. И тогда, как в сказке, на помощь семье приходит принцесса: берется за швабру, варит кашу и играет с детьми. И все бы хорошо, но девятый малыш рождается не похожим на своих братьев и сестер и в крапинку. Измученная мать его не любит, и грустная принцесса с папой-королем решают забрать ребенка во дворец: «Мы будем ему как отец и мать, ему будет у нас хорошо». Что было в основе идеи — решение проблемы многодетности избавлением от лишних ртов, пропаганда усыновления детей «с особенностями развития» или взаимопомощь разных социальных слоев, сказать трудно. Оставим это на совести авторов.

Фильм о терпимости и понимании — «Четырехглазый очкарик» (реж. Жан-Клод Розек, Франция). Близорукому мальчику выписали очки, тем самым разрушив его мир, в котором он существовал раньше. Фантастические вещи вокруг оказались банальными. В близоруком мире ему приветливо кивал динозавр — теперь он оказался обычным экскаватором. А волшебная раковина, если посмотреть на нее через стекла с диоптриями, выглядит совсем не сказочно. Родителям хочется, чтобы сын рос по общепринятым нормам и правилам, а ребенок упорно снимает очки и уносится в свой мир фантазии и доброты. Не правда ли, вы тоже можете вспомнить нечто подобное? И как быть — пытаться переделать окружающий мир и людей в нем или принять все таким, каково оно есть? Искусство анимации условно, оно не всегда дает ответы на поставленные вопросы, но всегда побуждает зрителей к размышлениям об увиденном.