К 70-летию Великой Победы на эран вышла современная версия романа «Молодая гвардия», представившая — и на этом настаивают сценаристы — подлинный взгляд на сбытия в Краснодоне.
Не экранизация, а подлинная история
Сериал «Молодая гвардия» — совершенно новый взгляд на одну из самых драматичных страниц Великой Отечественной войны. Режиссер Леонид Пляскин решил сделать не экранизацию романа Александра Фадеева, а добавить в картину реальные исторические свидетельства и документы. «Наш фильм — не ремейк легендарной картины Сергея Герасимова и не экранизация романа Фадеева, — говорит Леонид. — Путь молодогвардейцев — это легенда, которая обросла мифами и домыслами. Мы представляем свой взгляд на их подвиг, основываясь на подлинном историческом материале». Для того, чтобы выяснить, кто был лидером организации молодых подпольщиков-антифашистов Краснодона и в действительности предал «Молодую гвардию», мы связывались с родственниками и свидетелями событий, происходивших во время войны на Донбассе, и некоторые их рассказы включили в сценарий".
На самом деле на протяжении пяти лет войны на оккупированных территориях было множество подобных подпольных организаций. Но самой известной была «Молодая гвардия». И сценарист Анна Суворова попыталась показать героизм молодых ребят. «Наш фильм — это современный взгляд на события в Краснодоне во время Великой Отечественной войны. Но, конечно же, в этом художественном произведении получились в основном собирательные образы молодых ребят подпольщиков-антифашистов».
Как актеры вживались в образы своих реальных прототипов
Это история про войну и детство, про молодых ребят от 12 до 22 лет, которые не боятся смерти. Кастинг на главные роли длился очень долго. От молодых актеров требоваля очень сильный эмоциональный заряд. Тех, кто не смог показать этого на кастинге, сразу же отсеивали. «Некоторых героев, например, исполнителя роли Сергея Тюленина Юрия Борисова, мы нашли за три дня до съемок. И он даже внешне оказался очень похожим на своего героя, поэтому в одном из кадров Юрий смотрит на фотографию настоящего Сергея Тюленина, и это портретное сходство очевидно, — делится с WomanHit режиссер. — Катя Шпица, сыгравшая Любовь Шевцову, очень трепетно относилась к роли и сыграла тонко, на грани».
«Раньше мне не приходилось сталкиваться с прототипами, — рассказывает Екатерина. — Именно по этой причине я пересмотрела фильм Герасимова, чтобы быть максимально непохожей на Инну Макарову в образе Любы. Не хочется, чтобы говорили о том, что я переняла приемы великой артистки. Моя Люба другая: хороший аналитик, умеет стрелять, может отравить человека, ловко обманывает. Сравнивать мою Любу с героиней романа или фильма нет смысла». Главного злодея в фильме сыграл Алексей Вертков. У герои Леши был реальный прототип — музыкант, философ и убийца. Чтобы войти в роль, актер специально выучил немецкий и научился играть на скрипке.
Станица Краснодонецкая исполнила роль Краснодона
Фильм хотели снимать в Краснодоне (Украина, Луганская область), именно там, где в действительности разворачивались события. Но когда съемочная группа поехала в марте прошлого года отсматривать натуру, режиссер был задержан на границе. В результате снимать решили неподалеку, в Ростовской области, довольно близко к реальным местам, чтобы сохранить их дух и атмосферу. Одним из таких мест оказалась станица Краснодонецкая. Также фильм снимали в Новочеркасске и Белой Калитве, а несколько сцен — в Москве на Мосфильме.
В Новочеркасске сняли большую часть массовых сцен фильма. Создателей фильма привлекло то, что в городе очень много улиц и домов, которые практически не изменились за последние полвека, словно «в этом городе застыло время». К примеру, здание немецкой биржи, которое взрывают молодогвардейцы, располагалось во дворе местной инфекционной больницы. Дом, в котором прошло детство и юность главного героя фильма Олега Кошевого, разместился в доме-музее имени Крылова. Батальные сцены снимали в пойме реки Тузлов, городской роще и в старых исторических районах Новочеркасска.
Природные катаклизмы и не только
Съемки получились тяжелыми. Каждый день съемочная группа сталкивалась с какими-то препятствиями. В день, когда должны были снимать проезд колонны танков, на ростовскую область обрушился самый сильный ураган за 15 лет. Несколько танков увязло в болоте, и их вытаскивали трое суток. Потом под одним из актеров взорвался мотоцикл. В день, когда снимали сцену казни, была рекордно низкая температура. Актеры снимались полуголые и босиком на снегу. «Все сопротивлялось съемкам, но это и помогало. Через борьбу, через сопротивление получалось действительно настоящее и не наигранное, — говорит режиссер фильма Леонид Пляскин. — Многие трюки актеры делали сами, например, погоня на мотоциклах по оврагам и буеракам. В сценах скачек и перестрелок на лошадях актеры тоже „рвались“ в кадр сами, и только когда совсем было уже опасно, работали каскадеры».