Исполнитель роли Андрея Александр Петров признается, что довольно долго не мог ухватить суть своего персонажа. «Я уже приехал в Минск на съемки, но мне чего-то не хватало в понимании моего героя, — вспоминает актер. — И тогда я позвонил своему мастеру в ГИТИС, Леониду Ефимовичу Хейфецу, он мне сказал такую фразу: „Саша, только талантливые люди в то время могли заниматься фарцой…“ И это мне помогло. Фарцовщики были людьми, готовыми к свершениям, покорению вершин, ради себя, ради друзей. Против системы и серых масс. В каждой из сцен мы находили им оправдание — нужно быть талантливым и обаятельным, чтобы придумать, как записать рок-н-ролл „на костях“, чтобы найти и продать из-под полы джинсы, „фирму“. И иметь талант при этом, быть не пойманным».
Алексей Веселкин, воплотивший на экране образ Константина по прозвищу Костыль, черпал вдохновение для роли в рассказах своих родных. «Про фарцу я спрашивал у деда и родителей. Дед — эстрадный артист. И в то время ездил за границу, занимался легальной фарцовкой — то, что привозил, сдавал в комиссионки. Папа менялся пластинками, а однажды его чуть не выгнали из школы за то, что он пришел в джинсах и красных носках».
Филипп Горенштейн, сыгравший Бориса, сразу нашел со своим персонажем много общего. «Мой герой самый смелый еврей в Советском Союзе, он любит женщин, музыку и красиво одеваться. Мне кажется, если бы я жил в это время, я был бы таким же. Ну, может быть, не таким дерзким. Мой дедушка занимался фарцовкой и устраивал нелегальные рок-н-ролльные вечеринки».
Максим Емельянов, которому досталась роль Санька, за советом обращался к своей бабушке: «Я просил свою бабушку вспомнить какие-то слова из того времени. Она долго думала. И потом сказала: „Не подкузьминешь“ — значит „не подведешь“. Мой герой Санек вырос один, и все, что у него есть, это дружба. Он добивается всего сам, но друзья для него — самое главное, и, когда надо спасти друга, он все для этого сделает, не подведет!»
Александр Яценко, сыгравший таксиста Сережу Берем-и-Едем, во время работы над сериалом был с машинами на «вы». «Надо сказать, что таксисты в 60-е были главными фарцовщиками. И у героя Яценко даже есть реальный прототип. Но Саша на момент съемок даже не умел водить машину. Мы его учили ездить и парковаться. В принципе, он справлялся, но однажды едва не сбил одну из камер прямо в кадре. К счастью, много ездить ему не приходится, он все больше фарцует», — смеется режиссер.
Съемки фильма проходили в Минске и Москве. Неизменно попадавшие в кадр рекламные щиты позже приходилось убирать с помощью компьютерной графики. «С ее же помощью мы восстанавливали облик улиц в том виде, в котором они были в шестидесятых годах, делали 3D-модели автомобилей, чтобы наполнить проспекты машинами, рисовали пролетающие самолеты, множили людей, чтобы показать, что везде — в клубах, ресторанах, парках, на вокзалах и в аэропортах — кипит жизнь», — рассказывает режиссер сериала Егор Баранов.
Не менее сложной задачей было найти реквизит того времени. «В мире фарцовщиков царил культ стильных вещей. Стремясь передать все это буйство красок, мы просматривали каталоги, журналы, изучали платья и прически. Искали винтажную одежду, аутентичные раскладные стаканчики, автомобили, модные в то время чемоданы, расчески, очки, телефоны… И все это обязательно должно было быть ярким», — говорит Баранов.
Кстати…
Слово «фарцовщик» — это искаженное жаргонное слово «форсельщик», которое ведет происхождение от английского «for sale» в составе стандартного вопроса, с которым фарцовщик обращался к иностранному туристу: «Do you have anything for sale?» («Нет ли у вас чего-нибудь на продажу?»). Фарцовка как широкомасштабное явление началась во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в 1957 году в Москве. В период 1961—1963 годов в СССР прошло множество судебных процессов по экономическим делам, на которых было вынесено 104 смертных приговора. Чтобы максимально достоверно показать те времена, продюсеры и сценаристы сериала Александр Цекало и Александр Котт разыскивали людей, которые занимались подобным бизнесом с 60-х по 80-е годы, и записывали их воспоминания.
Валентина Пескова