Сериал «Дживс и Вустер», впервые вышедший на экран в 1990 году, был далеко не первой совместной работой Хью Лори и Стивена Фрая. Актеры познакомились еще во время учебы в Кембридже, где оба участвовали в постановках любительского театра «Огни рампы».
«Впервые я увидел его на сцене, — вспоминает Стивен Фрай. — На первом курсе института он занимался греблей, был отличным гребцом, выступал на международных соревнованиях за Англию среди юниоров. Но потом он заболел железистой лихорадкой, и кто-то из его бывших однокурсников предложил ему попробоваться в „Огни рампы“. Я однажды пришел посмотреть их выступление, и там был Хью, который выступал просто блистательно, а еще — Эмма (Томпсон, — прим. WomanHit). Они все учились со мной на одном курсе. И я подумал: „Ух ты, у него отлично получается!“ У него потрясающе выходило имитировать английский акцент». Позже, как раз с помощью Эммы Томпсон, они и познакомились: Лори узнал о Фрае заочно, прочитав написанную им комическую пьесу, и захотел узнать автора лично. «Я пришел, и он сказал: „Привет, я только что написал песню. Тебе будет не противно ее послушать?“ Я ответил: „Послушаю с удовольствием“. И он спел ужасно смешную песенку про американца, который собирали деньги на нужды ИРА. И буквально через двадцать минут мы сели и начали вместе писать. У меня было ощущение, что я знаю его всю жизнь. Мгновенное взаимное притяжение — наверное, это можно так назвать». По окончанию университета вся троица поставила комедию The Cellar Tapes, принесшую им театральную награду и контракт на телетрансляцию спектаклей. На телевидении Лори и Фрай постоянно играли в одних постановках, а первый громкий успех им принес комедийный сериал «Blackadder», главную роль в котором сыграл еще один известный британец — Роуэн Аткинсон. Следующей их совместной работой стало скетч-шоу «Шоу Фрая и Лори», а уже затем настал черед «Дживса и Вустера».
Классическая английская комедия по романам Пэлема Грэнвила Вудхауза получилась для тех, кто понимает настоящий английский юмор и интересуется классическим стилем жизни начала прошлого века. Как точно выразился один из блоггеров — «образы Вустера и Дживса сели на актеров, как хорошо пошитые костюмы». Молодой бездельник из лондонского высшего общества Бертрам Вустер не отличается блистательным интеллектом, но он — настоящий джентельмен, состоит в клубе с характерным названием «Трутни» и считается перспективным женихом. Он постоянно попадает в забавные и трудноразрешимые ситуации, львиная доля которых касается очередной попытки насильно его женить, и наверняка бы никогда не выпутался из них, если бы не его верный камердинер Реджинальд Дживс. Находчивый и предприимчивый Дживс часто берет в свои руки бразды правления судьбой хозяина и выручает его. Отличный юмор, игра актеров, качественная работа костюмеров и декораторов, мастерски воссоздавших одежду и интерьеры Англии начала XX века, музыка и графическое оформление титров сделали сериал известным во всем мире.
Чувство юмора — одна из главных составляющих дружбы Лори и Фрая, которые являются закадычными друзьями и по сей день. «Хвала небесам, у нас получается друг друга смешить, — говорит Хью Лори. — Стивен смешил меня так часто и продолжает делать это до сих пор. Вот уже двадцать пять лет он меня смешит. Я сразу понял, что этот человек — тот, кто мне нужен. Этот человек — национальное сокровище». Неудивительно, что при таких близких отношениях Стивен Фрай является крестным отцом троих детей своего друга.
«У нас с Хью странно получается. Бывает, причем очень часто, что мы приходим на какие-то встречи или озвучки в одинаковой одежде. Или в одежде одинакового цвета, — рассказывает Стивен Фрай. — Это ужасно смущает Хью, и он уходит домой, чтобы переодеться. Он не может допустить, чтобы его на публике видели одетым, как я. Он считает, что это уже слишком. А меня это, надо сказать, забавляет. И я совершенно точно не думаю об этом — такие вещи просто происходят. И вот как с одеждой — так же и со взглядами на комедию и на жизнь — в общем и целом мы совпадаем друг с другом во всем. Но Хью — более мудрый. Он — высшая инстанция, к которой мы все в итоге обращаемся. Я бы сказал, что он обладает истинной харизмой и истинной мудростью. А я просто люблю болтать».
Кстати…
— Во время озвучания сериала на русский язык имя Пэлема Грэнвила Вудхауза было ошибочно передано, как «Питер Вудхаус».
— Песни своего персонажа исполняет лично Хью Лори, он же сам играет на фортепиано. Игра на фортепиано — оригинальная находка сериала. В книгах Вудхауза Берти играет только на банджо (в экранизации его заменил тромбон).
— Дживса иногда называют дворецким, но на самом деле он — камердинер. Дело в том, что английский камердинер (valet) служит своему нанимателю, как персоне, в то время, как дворецкий (butler) служит дому нанимателя. Тем не менее Вустер несколько раз «одалживал» Дживса в качестве дворецкого, замечая, что «в качестве слуги дома он достойно ответит запросам самого изысканного аристократа».