«А мне больше нравится классическая музыка» — насколько эта фраза приподнимает интеллигентность и загадочность в современной компании. Девушки завистливо цокают языком, парни подсаживаются поближе, а воротилы бизнеса в выкупленной на весь сезон ложи в Большой театр отрываются от своих ноутбуков. Но одной фразы, конечно, недостаточно. Если за ней скрываются «Шопен — Сад Эдема» или «Бетховен — Мелодия слез», то дело плохо: это как раз сочинения нео-классиков (о них мы скажем позднее), написанные в наше время и никак не относящиеся к великим композиторам 300-летней давности. И чтобы не потерять лицо, нам срочно нужен небольшой тренинг в мире музыки.
Задумайтесь: где вы слышите классическую музыку, если не в концертных залах? В рекламе по телевизору, в некоторых фильмах, по радио у водителей с развитым кругозором или в модных современных ресторанах. Кажется, что она создает ощущение покоя и созидательное настроение, но это лишь верхушка айсберга. Без постоянного резкого ритма ударных и гитарных рифов наше замыленное ухо не воспринимает более сложные структуры, присущие классической музыке. И чтобы прочувствовать вкус музыкального разнообразия, нужно постепенно приучать ухо к мотивам и гармониям, внутренним потокам и полифонии (практически той, что была так разрекламирована создателями мобильных телефонов еще два десятилетия назад). Вы должны быть как опытный сомелье — уметь ощутить вкусовые нотки, из которых состоит музыка, вязкость ее структуры и потом уже решать — подходит она вам или нет.
С чего же начать? В первую очередь, как и любой процесс, этот путь требует времени и методичности. Создайте свой плейлист «Погружение в классику» и добавляйте туда только те композиции, которые вы бы послушали еще раз. Необходимо осознать, что «классика» делится на целый мир разнообразных временных отрезков, являющихся продолжением друг друга.
Я бы составил такой список по степени восприятия современным человеком — классика и романтика, барокко, импрессионизм, двадцатый век, ренессанс, авангард. Но необязательно переходить постепенно, можно каждый раз добавлять понравившиеся композиции из разных стилей и жанров. Практически каждый композитор в общей сложности написал от 30 до 300 часов музыки, поэтому выбор велик, но изначально концентрироваться лучше на хитах. В интернете есть замечательные подборки популярной классической музыки.
Когда слушать классическую музыку? Для каждого отдельного случая, конечно, есть своя музыка, оптимально подходящая к месту. На ходу, в транспорте, в шумных местах смело включайте симфоническую музыку нетленных классиков — Моцарта, Бетховена, более позднего Брамса или монументальные работы Малера. Для работы хорошо подойдет фортепьянная музыка, легко превращающаяся в фон: прелюдии Дебюсси, пьесы Эрика Сати, сонаты Прокофьева и абсолютно все произведения великого романтика Шопена.
Добравшись до дома и заканчивая свою бытовую рутину, попробуйте поставить оперные арии и романсы: подборка из самых известных фрагментов опер, а также романсы русских композиторов Рахманинова и Глинки создадут гармоничную и приподнятую атмосферу.
Вечерний отдых — время джаза… или экспериментов? Поставьте легкую классику с солирующей скрипкой: концерты Баха и Вивальди, произведения Мендельсона и Паганини, Равеля и Грига. Она создадут мелодичный покой, обволакивая и преображая все вокруг. Или можно смело уйти в мистические дали модных композиторов, создавших свой неповторимый стиль: Арво Пярт, Ян Сибелиус, Альфред Шнитке.
Где находить классику? Сейчас музыка доступна практически везде! Разбираясь все больше в своих ощущениях, познавая свою реакцию на музыку, вы сможете расширять свой кругозор и добавлять все больше произведений. Классическая музыка — это целый мир, который дает пищу и душе, и сознанию.