Звезда немого кино Ольга Бакланова — необыкновенно красивая женщина. Огромные глаза, горделивый профиль, точеные черты лица, плюс еще и страсть во взоре — недаром в Голливуде ее прозвали «русской тигрицей». Она стала одной из русских актрис, кто променял жизнь в Стране Советов на заокеанскую. Была бы ее судьба более счастливой, сделай она другой выбор? Можно спорить. Но, вероятно, тогда не сложилась бы столь блистательно карьера другой примы — Любови Орловой.
Ольга появилась на свет в счастливой и любящей семье Владимира и Александры Баклановых в столице, в 1896 году. Ее отец был крупным фабрикантом, а мать — известной в прошлом театральной актрисой, которая оставила подмостки ради воспитания шестерых детей. Впрочем, и отец был не чужд творчеству: он играл на скрипке и вполне прилично рисовал. Наша героиня унаследовала таланты обоих родителей: была музыкальна, прекрасно пела и танцевала, а ее актерские способности проявились ярко еще в юном возрасте. Постигая азы классического образования в институте Чернявской, Ольга увлеклась театром. Неудивительно, что, рискнув принять участие в конкурсном отборе во МХАТ, где на три вакансии претендовало четыреста девушек, она прошла его. Наставником молодых актрис был великий Константин Станиславский.
Почти сразу же Ольге доверили серьезные роли. Так, она сыграла Лауру из «Каменного гостя», Сашу в «Иванове» Чехова, Оливию в «Двенадцатой ночи» Шекспира. Впрочем, и этого ей было мало! Еще будучи студенткой, Ольга вместе с семьей отправлялась на летние каникулы в Крым. Там она познакомилась с гениальным режиссером того времени Виктором Туржанским. (После революции он эмигрировал и основал в Европе собственную кинокомпанию.) Бакланова стала героиней нескольких его немых короткометражек. Как известно, Станиславский не очень жаловал кинематограф и был весьма огорчен, что одна из его любимых студенток снимается без его ведома. Говорят, увидев Ольгу в картине «Великий Магараджа», мэтр полгода не разговаривал с ней. Потом, правда, все-таки сменил гнев на милость. Будущее молодой актрисы представлялось блистательным и безоблачным, но тут грянула революция.
Первый учитель
После Октября состоятельное семейство Баклановых лишилось практически всех средств. Отец Ольги был расстрелян большевиками, а их «укрупнили», поселив в одной из комнат их собственного особняка. Остальные были приватизированы для нужд революционного государства. Молодая актриса прекрасно понимала, что ее карьера напрямую зависит от того, насколько лояльной она окажется по отношению к правящему режиму. Поэтому особо не раздумывала над предложением сняться в пропагандистской картине «Хлеб». Фильм вышел на экраны в 1918 году.
А на следующий год Владимир Немирович-Данченко открыл свою музыкальную студию. Он говорил, что классические пьесы должны быть прочитаны по-новому. Но Ольга Бакланова считала, что этот театр Владимир Иванович затеял исключительно ради нее — чтобы она блистала там своими талантами: играла, пела и танцевала. Стареющий мэтр был неравнодушен к красоте Ольги еще со времен МХТ. В театральных кругах поговаривали, что у них страстный роман. Действительно, в музыкальной студии было около восьмидесяти актеров, но все главные роли доставались Баклановой. Она блистала в опереттах «Дочь мадам Анго» и «Перикола», а также в музыкальной драме «Лисистрата» и в опере «Карменсита и солдат». В 1923 году белокурая красавица вышла замуж на преуспевающего адвоката Владимира Цоппи, а вскоре на свет появился их первенец. Сплетники шептались, что настоящим отцом малыша был Немирович-Данченко.
Когда в 1926 году, оставив семью и сцену, Ольга стала «невозвращенкой» — осталась в США, он тяжело переживал утрату. Повесил фото Ольги в галерее, чтобы каждый день смотреть на лицо любимой женщины. Этот снимок до сих пор хранится в архиве Музея Художественного театра. Актриса подписала ее так: «Дорогому моему учителю! С большой благодарностью за все мое артистическое сейчас и в будущем. Моему первому и единственному незабываемому учителю низкий поклон. Ольга Бакланова».
Немирович-Данченко долго искал ей замену и наконец увидел похожее лицо — это была хористка его театра Любовь Орлова. Правда, чтобы еще больше усилить внешнее сходство с Баклановой, ей пришлось перекраситься из шатенки в блондинку. Уже став признанной кинодивой советского экрана, Любовь Орлова очень не любила, когда ее сравнивали с Баклановой, и запретила употреблять ее имя в своем окружении.
Прощайте, друзья!
Надо сказать, что Ольга Бакланова была обласкана большевистской властью. В 1925 году ей присвоили звание заслуженной артистки республики. Но сказать, что она испытывала почтение и любовь к этой власти, — нет. Ольга не могла простить убийство отца и разорения своей семьи.
В 1925 году труппа Музыкального театра отправилась в зарубежные гастроли. Выступление Баклановой в нью-йоркском театре «Джолсон» очаровало не только взыскательную публику, но и профессионалов сцены. Актриса получила приглашение от известного импресарио Мориса Геста на длительные гастроли по США с американской труппой. Событие это вызвало смятение в Музыкальном театре, но Ольга все-таки вернулась в Москву. Правда, очень ненадолго — чтобы собрать вещи, попрощаться с семьей и коллегами.
Для «Музыкальной студии» и сердечного друга Владимира Ивановича ее отъезд стал ударом. Очевидцы вспоминали, как безутешно он рыдал в фойе Художественного театра, опершись на рояль… Неизвестно, из каких соображений Ольга решила написать жене мэтра Екатерине Николаевне. Прощалась с Москвой и умоляла простить ее за все. Та в ответ пожелала ей счастливого пути, но галантно недоумевала, за что же ей нужно прощать актрису. В 1926 году Ольга вернулась в Нью-Йорк пароходом из Латвии.
Уезжая, она оставила в Москве семью. Сын умер в юном возрасте. А с мужем, Владимиром Цоппи, Бакланова оформила развод спустя три года. Своих родных она никогда больше не увидела. Первое время она пыталась наладить связь, передавая через посольство США письма и подарки, но они возвращались обратно. Опасаясь преследования, близкие актрисы открестились от родства с ней. Тем более что брат Ольги, Глеб Бакланов, сделал блестящую военную карьеру. Во время Великой Отечественной войны он дослужился до звания генерал-полковника, стал Героем Советского Союза, был одним из участников знаменитой встречи на Эльбе и принимал участие в Параде Победы в 1945 году. Написал две автобиографические книги, но на их страницах не было упоминания о сестре, голливудской актрисе.
Во время войны сестра его жены Софья Рахманова попала в Нью-Йорк в составе правительственной советской делегации. В гостинице ее разыскала Ольга. Красивая, элегантная, с интеллигентными манерами, она произвела большое впечатление на Софью. Та рассказала о причинах, почему семья не хочет идти на контакт: с родственниками «невозвращенцев» в большевистском государстве разговор был коротким.
«Русская тигрица»
Сделав ставку на «фабрику грез», Ольга попала в струю. В то время царствовала мода на все русское, порожденная большим количеством эмигрантов. Рестораны и кабаре, такси и дома моды, дягилевские сезоны, цирковые артисты, русские красавицы…
Актерам-эмигрантам немое кино предоставляло максимум возможностей проявить свои таланты. В Берлине блистали Григорий Хмара и миловидная Наталья Кованько, в Париже Иван Мозжухин и Таня Федор, в Англии очаровывала публику изящная Нина Ванна (Языкова), а Голливуд аплодировал успехам Аллы Назимовой и Ольги Баклановой. С 1927 по 1932 годы наша героиня снялась в восемнадцати американских фильмах. Белокурая, глаза с поволокой, чувственная родинка над верхней губой (позже такую специально рисовала Мэрилин Монро)… Ее прозвали в Голливуде «русской тигрицей» за темпераментность и соблазнительность создаваемых образов.
Настоящий успех пришел к Ольге после картины «Человек, который смеется» по роману Виктора Гюго, где она сыграла герцогиню Джозиану. А после того, как на экраны вышла «Улица греха» Морица Стиллера, студия Paramount Pictures заключила с актрисой контракт на пять лет, начав рекламную кампанию, которая представляла Бакланову как «новую Гарбо». В киноафишах стали указывать только фамилию — Baclanova, без упоминания имени, чего удостаивались лишь настоящие звезды.
Но эра звукового кино стала испытанием для многих актеров, причем не только эмигрантов: не все сумели вписаться в новый формат. И если в «Волке с Уолл-стрит» акцент Баклановой публика сочла очаровательным, то потом это серьезно ограничило актрису в выборе ролей: все чаще она играла иностранок и русских. Сказалось на карьере и то, что по самонадеянности Ольга решила разорвать контракт с Paramount Pictures. Она утверждала, что плохое знание английского языка не позволило ей правильно понять содержимое документа, и выиграла дело в Верховном суде Лос-Анджелеса.
Тропою Сусанина
В феврале 1929 года Ольга получила развод и вскоре вновь вышла замуж за русского актера, эмигранта Николаса Сусанина. Карьера мужа складывалась гораздо хуже, чем у нее самой. Незначительные эпизодические роли заставляли Николаса испытывать такие непривлекательные чувства, как зависть по отношению к более успешной супруге. Отношения ухудшались, и даже появление на свет сына Николая не спасло брак. Все чаще неудачливый актер по старинной русской привычке притрагивался к рюмке, а потом бил жену.
Неудивительно, что по большей части Ольга проводила время в Нью-Йорке, периодически играя в антрепризе. Муж оставался в Лос-Анджелесе, что не способствовало укреплению их союза. Окончательно они оформили развод в 1935 году, когда их сыну было лишь четыре года. Позже Николай подарил родителям четырех внуков, они и по сей день проживают в США.
Нуждаясь в деньгах, Бакланова стала выступать в «Русском кабаре» на 67-й улице в Нью-Йорке, пела романсы. Среди ее друзей был так называемый «круг Балиева» — актера и режиссера, создавшего на Бродвее свой театр Chauve-Souris. Они часто собирались вместе на «чаепития», где на стол ставили исключительно джин и тоник. Так Ольга пристрастилась не только к выпивке, но и к карточной игре и стала постоянной посетительницей казино. Ее любимыми цифрами в рулетке были «три» и «один». Последней удачей в ее кинокарьере стал фильм «Уродцы». Актриса сыграла циркачку Клеопатру, которая пыталась обманным путем завладеть состоянием мужакарлика, за что была изуродована «коллегами» по труппе. Картина оказалась настолько провокационной и тяжелой, что в ряде американских штатов ее запретили к показу. Несколько лет она пролежала на полке. Однако потом фильм включили в кинорегистр Библиотеки Конгресса.
Новый всплеск интереса к «русской тигрице» случился в шестидесятых годах, когда «Уродцев» извлекли из небытия. Актриса даже дала несколько интервью.
Вместо эпилога
Последним мужем Баклановой стал Ричард Дейвис, русско-еврейский миллионер, владелец нью-йоркского театра Fine Arts Theater, коллекционер живописи. В Америку он эмигрировал из Киева, пережив еврейские погромы. Он был моложе нашей героини, и в его лице она нашла обожателя и человека, влюбленного в искусство. Правда, Дейвис был довольно ревнив, хотел, чтобы красавица жена принадлежала ему безраздельно, и был против ее выступлений в театре.
В то время Ольга ездила с гастролями не только по Америке, но и в Лондон. Кроме того, выступала с концертами, записывала пластинки и вела на американском радио еженедельную программу «Континентальное ревю Ольги Баклановой». В 1940 году она сыграла оперную диву мадам Дарушку в спектакле «Клаудия». Он имел на Бродвее такой успех, что его было решено экранизировать. Так что в 1943 году актриса получила последнюю в своей жизни возможность сняться в кино. А свою театральную карьеру она окончательно завершила в 1947 году.
Вместе с мужем Ольга переехала в Париж, а потом в город Веве в Швейцарии. Ее последние годы были достаточно печальны: Дейвис оставил престарелую жену, которая стала впадать в детство. С ней происходили странности. Так, актриса почему-то начала бояться дождевых облаков: ей казалось, они упадут ей на голову. В казино вместо фишек ставила свой гребешок. В хлебную корзину клала свою туфельку…
«Гранд-Отель», где жила актриса, не хотел больше иметь такую беспокойную постоялицу, и вскоре Бакланову поместили в больницу. Здесь она и скончалась в 1974 году. Похоронили «русскую тигрицу» рядом с могилой племянника Константина Станиславского, под руководством которого она постигала азы актерской профессии.