Своим рождением песня «Мелодия» обязана летним Олимпийским играм, проходившим в 1972 году в Мюнхене. Композитор Александра Пахмутова написала к этому торжественному событию соответствующую песню — «Герои спорта». И начала срочно искать певца, с кем ее записать.
Первой, и самой желанной, кандидатурой стал, конечно же, Муслим Магомаев. Но певец начал отнекиваться. Мол, песня ему подходит, но не очень. И вообще, лучше отдать ее модному в то время Эдуарду Хилю. Но на тот момент Хиля в столице не оказалось, поэтому Пахмутова попросила Магомаева о помощи. Но не просто так, композитор пообещала написать специально для Муслима очень красивую и трогательную песню о любви. И сдержала обещание.
Музыка получилась удивительной. Но Александра Николаевна сомневалась, что из ее детища может получиться песня. Дело в том, что размер «Мелодии», был очень сложным для слов. Он постоянно менялся, а это требовало от поэта строчек разной длины, что совсем непросто. «Там третьи и четвертые строчки с очень перебивающимся ритмом, — как-то вспоминал Николай Добронравов. — И ударение почти на каждом слоге. Это было очень сложно написать». Чтобы все получилось, поэт потратил целый год, но нужного результата добился. Потом Добронравов шутил, что за это время мог бы написать два поэтических сборника. Кстати, для «Мелодии» поэт написал несколько вариантов текста, и в песню, по мнению Николая Николаевича, попал, возможно, не самый лучший, но самый точный с точки зрения ритма.
Песня сразу понравилась Магомаеву без каких-либо правок или возражений. «Когда я ее ему показала, ему так понравилось, что он не стал ждать партитуру, — вспоминала Пахмутова. — Вообще-то я никогда не отдаю песню без партитуры, но тут он выпросил клавир. У него через три дня был концерт, и он за это время уже успел заказать аранжировку и спел ее с большим успехом. Потом я уже сделала свою, и Муслим записал „Мелодию“ по моей партитуре». Как говорили критики, эта песня не только позволяла Магомаеву в полной мере раскрыть свой вокальный диапазон, она в 1972 году идеально вписывалась в его лирическое настроение. Именно в этот год у него начался роман с оперной певицей Тамарой Синявской. Синявская тогда стажировалась в миланском театре «Ла Скала», поэтому певец прокрутил ей запись своей новой песни прямо в телефонную трубку. Люди, близкие к Магомаеву и Синявской, поговаривали, что «Мелодия» также помогла преодолеть и кризис в их отношениях. В 1974 году они поженились и прожили вместе всю жизнь. А вообще говорили, что это был гимн любви авторов — Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Ведь строчки говорят сами за себя: «Ты — моя мелодия, я твой преданный Орфей».