Мы не знаем тех, кого видим на голубых экранах. В кадре актеры и певцы прячутся за образами, амплуа, которые подобрал им режиссер или продюсер. Но пути народной любви неисповедимы, и часто бывает, что слава и популярность приходят к звездам благодаря одной-единственной роли. Казалось бы, это успех, и нечего пенять на судьбу, но… сколько прекрасных исполнителей пали жертвами своего экранного образа, сколько актеров так и не смогли преодолеть силу обаяния своих знаменитых персонажей — и навсегда остались в их плену!
Называть тех, кто блестяще исполнил свою работу и полюбился зрителю в конкретном воплощении, актером одной роли довольно опрометчиво. Хотя бы потому, что зачастую за плечами у этих артистов огромный опыт и внушительная фильмография. Для иных признание поклонников — это награда, но большинство характерных артистов признаются, что бремя когда-то сыгранной роли тяготит их и мешает продемонстрировать всю глубину и силу своего таланта.
К слову, опытные звезды инстинктивно «чуют» роли, которые потом могут намертво приклеиться к реальному образу и попортить немало крови (и карьеру заодно). А вот юные и мечтательные дебютанты с помощью таких ролей-«прилипал» пытаются прорваться в мир большого кино. Впрочем, характерные образы не всегда диктуют последующую карьеру. Вспомнить хотя бы «оскароносного» (наконец-то!) Лео Ди Каприо, которому критики сулили: утонет вместе с «Титаником», навсегда оставшись героем легендарной картины. Ан нет!
Единственная моя
В мир российского кинематографа актриса Анастасия Заворотнюк ворвалась благодаря своей бойкой и предприимчивой героине из сериала «Моя прекрасная няня» Вике Прутковской. Узнаваемый говорок (который, кстати, Анастасия переняла у коллеги), мини-юбки, боевой макияж — увы (или ура?) — это все не про саму Заворотнюк. Девушка родилась в интеллигентной семье театральных работников, прилежно училась, играла на сцене и не мечтала об известности в масштабах страны. Но судьба распорядилась иначе, и сегодня, спустя восемь лет после окончания ситкома, Заворотнюк все еще ассоциируют с простушкой, которая находится в поисках удачной партии. И это несмотря на то, что в копилке Анастасии более двадцати пяти ролей в кино и столько же в театре, а также опыт ведения известных телешоу. К слову, все награды, которых удостоилась актриса, пришлись на период выхода «Моей прекрасной няни». Но сама звезда только благодарна своему персонажу — она признается, что благодаря няне Вике полюбила мини и избавилась от многих комплексов.
Похожая история произошла несколькими десятилетиями раньше с французской актрисой Мишель Мерсье. Иной российский зритель до сих пор влюблен в ее Анжелику — трепетную и нежную красавицу с нелегкой судьбой, полной приключений и любовников. В свое время от роли отказалась великая Брижит Бардо. Позже она призналась, что боялась как раз того, что произошло затем с Мерсье: той так и не удалось избавиться от влияния Анжелики, и до сих пор режиссеры видят в ней лишь постаревшую белокурую нимфу. На сегодняшний день актриса сыграла более чем в пятидесяти картинах, но сможете ли вы назвать хоть одну? «Анжелика для меня и судьба, и триумф, и проклятие», — говорила мадам Мерсье о героине, которая принесла ей мировую славу. Кстати, актриса может гордиться своим роковым успехом, ведь на ее роль претендовали также и Марина Влади, и Катрин Денев.
А вот Сара-Джессика Паркер не видит ничего дурного в том, чтобы навсегда остаться для своих многочисленных поклонников Кэрри Брэдшоу из сериала «Секс в большом городе». Шоу принесло актрисе многомиллионное состояние, которое затем пополнилось гонорарами за одноименные фильмы. Ко всему прочему, Сара-Джессика обожает свою героиню, находит с ней немало общего и с радостью «донашивает» за ней звание иконы стиля. Паркер признается, что для нее как для актрисы нет большего счастья, чем воплотиться в персонаже, который стал для множества женщин настоящей подругой и источником вдохновения.
Ее коллега, молодая голливудская актриса Кристен Стюарт, запомнилась зрителям по роли возлюбленной вампира Беллы Свон из киносаги «Сумерки». Ее артистическое мастерство не раз высмеивалось критиками и «сумеречными» фанатами — мол, любые эмоции на миловидном лице Стюарт, будь то гнев, печаль или радость, застывают в одинаковую маску. Как бы там ни было, до участия в проекте, который сделал Кристен звездой мирового масштаба, она снялась в семнадцати (!) картинах. Впрочем, и после «Сумерек» девушка не осталась без внимания режиссеров — предложения хлынули на нее волной. Изо всех сил актриса старалась вытравить из себя черты своей героини Беллы, но до сих пор поклонники (и те, кому ее работа категорически не понравилась) узнают в ней подружку вампира. Не помогли и частые радикальные смены имиджа: за последние четыре года звезда остригала и отращивала волосы, перекрашивала их в разные цвета и даже заявляла о смене сексуальной ориентации! Увы, что бы ни происходило в жизни Кристен, это не влияет на бронебойный образ из «Сумерек». Актриса никак не комментирует свой сценический застой, изо всех сил убегая от наскучившего ей персонажа.
Не только она страдает от проклятия крупных экранизаций. Долгожданные проекты, которые обещают наделать много шума, — опасный путь для начинающих артистов. Судьбы троицы из «Гарри Поттера» — Эммы Уотсон, Дэниела Рэдклиффа и Руперта Грина — только подтвердили эту теорию. Рэдклифф очень старался выйти из образа мальчика со шрамом — настолько, что даже угодил в алкогольную зависимость. Сейчас «юный волшебник» привел в норму свое физическое и душевное состояние, но новых громких ролей от этого не прибавилось. Плюнув на все, Дэниел решил заняться театральной карьерой с надеждой на то, что хоть там его не будут сравнивать с «тем, который выжил». Его партнер по съемкам Руперт Грин и вовсе поставил крест на актерстве, очевидно, осознав, что над ним всегда будет довлеть его герой Рон Уизли. И только у Эммы Уотсон есть все шансы вырваться из плена своего образа. Девушка активно снимается, занимается благотворительностью, становится модной посланницей fashion-брендов — словом, борется за независимость от гнета Гермионы Грейнджер всеми силами.
Сейчас мало кто вспомнит имя Линды Хэмилтон — зато наверняка многие узнают ее главный характерный персонаж, Сару Коннор из культового боевика «Терминатор» и его не менее значимого для эпохи девяностых продолжения «Терминатор−2: Судный день». Выйти из образа беспомощной официантки, которая по ходу сюжета превращается в несгибаемую и сильную женщину-воина, у Линды так и не получилось — и это за двадцать пять лет! Хэмилтон, которой в этом году исполнится шестьдесят лет, иногда вздыхает о былой славе и рассказывает, что резкое падение с вершин голливудского олимпа обернулось для нее биполярным расстройством и крахом в личной жизни. Дело в том, что после триумфа второго «Терминатора» Линда оставила своего супруга ради… режиссера картины Джеймса Кэмерона. Он стал ее вторым мужем, от которого Хэмилтон родила дочь Жозефину. Но официальный брак продлился всего два года, и с тех пор Линда живет затворницей, вспоминая о былых победах.
Эдакая Аленушка отечественной эстрады, певица Татьяна Буланова, уже давно заточена в темнице своего образа «плачущей царевны». Сама исполнительница уверяет журналистов, что не любит понапрасну пускать слезу, а то, что зрители видят и слышат на экранах, — всего лишь удачный имидж. И тем не менее характерный тембр и пронзительные, печальные мелодии накрепко привязали Буланову к выдуманному сценическому образу.
Кто знает, какая актерская судьба ждала бы Сергея Бодрова-младшего, если бы не трагедия, прервавшая его жизнь. И вышло так, что и по сей день интеллигентного Сергея поклонники воспринимают исключительно как чудаковатого простака и правдоруба Данилу Багрова. В исполнении Бодрова он стал героем нашего времени, собирательным образом настоящего мужчины. Сам Сергей отмечал, что при всей принципиальной схожести с Багровым не может поступать как он. «Что-то мешает. А он это делает. И кто-то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними».
Попасть в капкан
Некоторых звезд плен амплуа поджидает в самый разгар карьеры, на пике популярности. Как говорится, ничего не предвещало. Например, британский комик, сценарист, музыкант и просто славный во всех отношениях мужчина Хью Лори, известный и любимый публикой по сериалу «Дживс и Вустер» и «Шоу Фрая и Лори», не побоялся стать заложником своего харизматичного доктора Хауса из одноименного американского сериала. Увы, но большинство его поклонников из туманного Альбиона настороженно восприняли тот факт, что коренного англичанина заставили играть американца. Соотечественники до сих пор не признали в Лори Хауса, зато весь мир буквально влюбился в его героя. «Если бы я встретил его, пожалуй, тоже бы полюбил. Хаус не ангел, но он прекрасен в том, что делает», — говорит актер, которому его звездная роль не помешала и дальше заниматься любимыми делами. Еще бы: благодаря сериалу Лори стал миллионером.
Удивительно, как часто Джонни Депп экспериментировал с ролями, каждый раз выбирая себе все более странных и чудаковатых персонажей. Актер настолько сливался со своими героями, что зрители всерьез думали о Деппе как об Эдварде Руки-Ножницы или Вилли Вонке из картины «Чарли и шоколадная фабрика». Казалось, к Джонни не сможет «прикипеть» ни один образ, так лихо он менял характеры и перевоплощался. Но в самом зените карьеры Деппу повстречался судьбоносный Джек (простите, капитан Джек!) Воробей. И вот артист с десятками ролей за плечами и огромным опытом работы в кадре воспринимается ордой почитателей исключительно как манерный пират с накрашенными глазами. В одночасье образ Воробья становится самым востребованным на костюмированных вечеринках, шляпы и накладные дреды продаются в промышленных масштабах, а самого Деппа просят накрасить глаза и удивляются, когда он появляется на публике без кафтана и ботфортов. «Я могу играть его вечно. Представляю, как меня вкатывают на площадку в инвалидной коляске. Мои дреды путаются в спицах колес… В Джеке можно воплотить любую безумную идею. Он неисчерпаем!» — восторгается созданным им же образом Депп. Актеру настолько нравится Воробей, что он с радостью использует своего героя в целях благотворительности. Так, Джонни в костюме капитана навещает больных детей, чем вызывает бурю восторга.
Отечественные актеры, знакомые и любимые нами с детства, также попадались в плен сильных и ярких характеров. Например, выдающийся талант Вячеслава Тихонова был в полной мере раскрыт и продемонстрирован публике задолго до судьбоносной роли Исаева-Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». Но, несмотря на сильную работу в «Войне и мире», где Тихонов сыграл Андрея Болконского, и роль учителя в «Доживем до понедельника», именно участие в «первом советском сериале» сделало его чуть ли не национальным героем. Вячеслав Васильевич, сам того не осознавая, навсегда связал свою актерскую судьбу с ролью героического разведчика. Последующая работа в «ТАСС уполномочен заявить…» лишь укрепила его в амплуа идеального советского гражданина, военного без страха и упрека. При этом Тихонов и сам себя отождествлял со своим персонажем, и других пытался отучить это делать. На восторженные окрики: «Ой, Штирлиц!» — он скромно отвечал: «Нет, вы меня с кем-то перепутали». А вот Василий Ливанов относится к своему Шерлоку Холмсу очень тепло. Артист неоднократно цитировал своего героя в других работах, вставлял отсылки и намеки на образ великого сыщика в рекламных и промо-роликах. Кстати, для рисованного видео, рассказывающего об энергетическом напитке, Василий Борисович озвучил мультипликационного Холмса. Внешность детектива с дурным характером ассоциируют с актером не только в нашей стране. Даже на родине Холмса признали заслуги Ливанова, наградив его орденом Британской империи. А в Новой Зеландии выпускается мемориальная монета, на которой изображен Холмс с внешностью Ливанова.
Не тяготится своим д'Артаньяном и Михаил Боярский. Более того — актер с радостью перенял черты бравого мушкетера и эксплуатирует их в реальной жизни. Сейчас представить его без фирменных усов и шляпы просто невозможно, а вспомнить, кому именно принадлежит фраза: «Тысяча чертей!» — Боярскому или храброму гасконцу, — сложно даже поклонникам творчества Дюма.
Вот уж кого точно можно назвать заложником амплуа, так это Георгия Милляра. Сам себя этот выдающийся характерный артист называл «всей нечистой силой кинематографа», и такое прозвище вполне оправданно. На его счету рекордное количество ролей, но хрестоматийная Баба-яга стала визитной карточкой. Более того, образ сказочной злодейской бабки создавался с постоянным участием артиста. «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорб-ленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга? А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Образ Яги помог Георгию и в личной жизни, которая сложилась только к шестидесяти пяти годам. Когда актер пришел с предложением руки и сердца к своей соседке Марье Васильевне, та попыталась отказать кавалеру, сославшись на то, что ей «и мужчины-то уже не нужны». «А я не мужчина, я Баба-яга», — парировал будущий муж.
Застрял в себе
Иногда актеров захватывает образ, а иногда — что случается гораздо реже — харизма и обаяние актера буквально прет из каждого его персонажа. Про таких говорят, мол, везде играют себя. Очевидно, эти слова про одного из самых успешных шоуменов современности Дмитрия Нагиева. Его карьера началась с радио (кстати, Дмитрия четырежды признавали лучшим радиоведущим страны!) и продолжилась на телевидении. К слову, из знаменитого шоу «Окна» Нагиев «вытащил» свою фирменную присказку «Все пока. Пока», которую с успехом использует до сих пор. Затем был юмористический сериал «Осторожно, модерн!», где актеру приходилось примерять сразу несколько образов, перевоплощаться в женщин, стариков и подростков, что он с блеском проделывал. Но в каждом своем герое Нагиев оставлял заметную часть себя самого. Сегодня Дмитрий — главный физрук страны, сыгравший ведущую роль в первой караоке-комедии «Самый лучший день», человек многих талантов и увлечений, самобытный настолько, что ни один из множества его героев так и не смог поглотить его целиком.
Полностью отдаться персонажам не смог и самый знаменитый «барин» отечественного кинематографа. Вальяжные манеры, «котовьи» повадки, спокойная леность и достоинство — таким мы знаем Никиту Михалкова. Сам режиссер и актер никак не комментирует нападки критиков. Столь же равнодушно к шуткам по поводу своих ролей относится и Сергей Безруков, со времен «Бригады» исполняющий самого себя в большинстве картин. Фирменный полушепоток, прищур голубых глаз, мягкая улыбка — таким вышел и безруковский Пушкин, и Есенин, и даже Иешуа из Назарета.
Для того, чья профессия — многократно переживать на экранах чужие жизни, перевоплощаться во множество характеров, постоянно зависеть от благосклонности и расположения публики, пребывание в плену единственного образа может стать и проклятием, и благословением. Большинство артистов опасаются этого плена и жаждут продемонстрировать весь спектр своих возможностей и талантов. Пожалуй, утешением тем, кто не сумел этого сделать и оказался в заложниках яркого образа, может служить исключительная народная любовь, которая тянется через года. Шурик и Джек Воробей, Анжелика и Шерлок Холмс, а также те, кто блистательно воплотил их на экранах, становятся почти что членами семей, родными и близкими. А не это ли высшая награда для настоящего актера?