— Саша, на «Кинотавре» многие считали, что приз за лучшую женскую роль — ваш. Жюри решило иначе. Но я думаю, свою награду за этот фильм вы еще получите. Как вы считаете, Анна Каренина была счастливой женщиной или несчастной?
— Спасибо за высокую оценку. Это моя первая главная роль в полном метре. Мне кажется, Анна Каренина — женщина, которая не умеет быть счастливой. У нее все есть: и муж, и ребенок, и прекрасное социальное положение: они люди, не в первом поколении живущие в достатке. И вдруг возникает тоска: «И это все?! И больше ничего не будет?»
— А вы себе такой вопрос задавали?
— Я еще не была замужем. (Смеется.)
— Я знаю. Но вы получили несколько образований. Зачем? От тоски?
— У всего были свои причины. Начала все моя мама: в пять лет отдала меня в художественную школу. Потом в общеобразовательную школу с уклоном в музыкальный театр. При ней возник Учебно-воспитательный комплекс имени Вишневской — мы стали его первым выпуском. Провалилась на экзаменах в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ и пошла в Институт культуры на режиссуру — про-училась там два года круглой отличницей. И руководитель курса сказал: «Если тебе интересна режиссура, еще успеешь, а вот у актрис срок годности другой». Я поступила в «Щуку». После нее меня никуда не взяли, и я стала телеведущей на кабельном канале. Сначала придумала передачу про одежду и стиль — мама же была модельером. Потом вела прямые эфиры на всю Россию. Целый год у нас было счастье — мы могли делать что хотели. Затем пришла на телеканал «Культура», в программу «Широкий формат», поняла, что многого не знаю, и напросилась вольным слушателем в МГУ на журфак. И тут меня позвали на кастинг в «Театр. doc», на спектакль Юры Клавдиева «Заполярная правда». Там я уже познакомилась с Михаилом Угаровым (это самый главный человек), Лерой Германикой, Борей Хлебниковым, Васей Сигаревым…
— Саша, в Интернете столько ваших фото, и вы на них такая разная, есть и эротические…
— Я писала письма на некоторые сайты, просила убрать, они не хотят.
— Вы жалеете сейчас о тех съемках для мужского журнала четыре года назад?
— Я даже не хочу об этом разговаривать… Но я никогда не жалею о том, что сделала. Тогда так сложились обстоятельства, что это было уместно и нормально.
— У Проскуриной вы играете без косметики с опухшими красными глазами…
— У меня нет такой болезни — быть всегда красивой. Мне интересно тотальное одиночество, искреннее существование наедине с собой — какой ты тогда. Вот так обнажиться, за это люблю Ларса Фон Триера — он выворачивает своих актеров на экране, даже неловко становится, как будто ты подглядываешь за человеком.
— Но в фильме «До свидания мама» вы обнажились и в прямом смысле.
— Мне кажется, раздеваться или нет в кадре — не наш, не актерский вопрос. Если это замотивированный твоей линией, твоей героиней акт, то не я раздеваюсь, а она, приехавшая ночью из аэропорта, и рядом любимый муж, и ты, конечно, идешь в душ и не думаешь, каким боком повернешься.
— Вспомним о «Школе». Вас узнавали на улице?
— И сейчас узнают! Хотя я тут же перекрасила волосы: для съемок я постриглась и стала брюнеткой, а после вернулась к своему светлому цвету волос. Мы ездили на конечную станцию метро, в обычную школу, где снимали, каждый день с 9 утра. Очень плотный график — 69 серий в сжатые сроки. Моя задача была показать новое поколение учителей, которые пытаются найти с учениками контакт. И я нашла через знакомых такую молодую учительницу, ходила к ней на уроки с камерой, снимала, она мне рассказывала про учеников, какие знаки внимания она от них получает.
— Вы на спор начали курить в 8-м классе и утверждаете, что у вас был трудный переходный период. Глядя на вас, кажется, что вы были домашним ребенком, который не может совершать неправильные поступки.
— Курить я, конечно, бросила, и очень стараюсь хорошо себя вести. (Улыбается.) Я люблю спорт — начиная с фитнеса. Наскучило, увлеклась йогой. Надоело, и стала заниматься с друзьями вейкбордом, а потом и вейксерфом. Когда едешь на доске за катером без троса, просто на волне, это же потрясающее соединение спорта и времяпрепровождения. Еще я не ем на ночь и по утрам, просыпаясь, пью стакан горячей воды.
— В фильме Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» вы играете девушку, можно сказать, живущую в ресторанах. Это ваш стиль?
— Когда ты много работаешь, не до того. Но мне некомфортно, когда я долго никуда не хожу. Я старюсь каждый день куда-то выйти — даже просто попить кофе.
— Возвращаясь к Карениной. Говорят, фильм сыграл роль в вашей личной жизни — на «Кинотавре» вы были вместе с Алексеем Вертковым, снявшимся в роли Вронского.
— Да… Наверное… Не знаю… (Улыбается.)
— Так да, наверное или не знаю?
— Ну да. Так получилось.
— Если выбирать: телевидение, кино, театр, личная жизнь, — что для вас важнее?
— Профессия и личная жизнь, я считаю, на чашах весов должны быть равнозначны. Дети, семья, я сейчас об этом много думаю — очень важно. Мне повезло — мой молодой человек тоже актер, и он все понимает.
— Меня не поймут наши читатели, если я не спрошу про фамилию.
— Это папина фамилия, он из Белоруссии, с ударение на «о». Мне даже в школе не придумывали кличку, звали по фамилии. Я никогда не хотела ее поменять.
Редакция благодарит ресторан «Золотой теленок» за помощь в организации съемки.