Борис Акунин, настоящее имя которого Григорий Шалвович Чхартишвили, не перестает радовать читателей новыми произведениями. Недавно вышла новая книга писателя под названием «История Российского государства», которая адресована широкой читательской аудитории, людям, желающим узнать, как все было на самом деле. Уже сейчас произведение пользуется огромной популярностью и вызывает неподдельный интерес, как, впрочем, и все, что выходит из-под пера Акунина.
— Как вы думаете, чем ваша новая книга «зацепила» читателя?
— В книге есть целая часть о древней Руси, это историческая картина, которую я постарался написать без лишнего занудства, а потом уже идет художественная часть, которая оживает и заполняется живыми красками, чувствами, реалиями и предметами быта. Читатель видит перед собой вереницу людей, постепенно уходящих вдаль. В сущности, те времена отделены от нас всего сорока поколениями людей, это не так далеко, и мне хочется ту темную часть истории осветить хотя бы искусственным светом своего воображения. В результате моего замысла должен образоваться некий стереоэффект! Одно закрепляет другое и тем самым цепляет читателя. Но, правда, я уже с трепетом предчувствую, как профессиональные русские патриоты страшно на меня обидятся за то, как я неприглядно изобразил их предков, но действовал я в соответствии с Карамзиным и Соловьевым. Ничего не поделаешь, предки были дикими, молились пням, идолам, у них были человеческие жертвоприношения, а рядом с ними жили еще более дикие скандинавы и варяги. А по степям бродили уже совсем зверообразные степняки, которые грабили и только тем и спасались от голода. Одно могу сказать — то, что происходило в девятом веке, никто из историков достоверно не знает, поэтому я могу здесь фантазировать, как взбредет в голову. Все свидетели умерли…
— Но ведь вы — писатель, а не профессиональный историк…
— В том, что не профессиональный историк, а литератор пишет историю целой страны, ничего нового нет. Такое случалось и раньше. Я имею в виду не Карамзина, а современных писателей, таких, например, как Айзик Азимов, который написал историю Англии, историю Франции, историю США. Стиль таких книг хорош тем, что он без наукообразия, а написан вольным языком. Четно говоря, научный язык — это более правильна версия, но он напрягает простого читателя, потому что тот купил книгу не для того, чтобы все запоминать, а для того, чтобы получить удовольствие, отдохнуть в конце концов, но тем не менее результат — увлеченность историей. В своей новой книге я ничего категоричного не пишу, я описываю свою версию.
— Григорий Шалвович, не могу не задать вопрос, будет ли продолжение книг о похождениях всем полюбившегося героя — Эраста Фандорина?
— Я много лет назад пообещал себе, что напишу шестнадцать книг про Фандорина, вышло четырнадцать, значит, за мной еще две.
— А почему бы вам не сделать по сюжетам книг о Фандорине компьютерные игры?
— Я играю в компьютерные игры практически каждый вечер, причем в исторические стратегии. У меня было пару проектов по приключениям Эраста Фандорина, но всякий раз это разбивается о мою мегаломанию, мне хочется, чтобы это был продукт мирового уровня. А для того, чтобы это получилось, нужно сильно вложиться. Но мне кажется, что я скоро что-нибудь придумаю.
— А каким вы видите развитие электронной литературы?
— Я очень внимательно слежу за тем, что происходит в мире на этом рынке, а происходит это в каждой стране по-разному. У нас основная проблема, которая мешает электронному книгоизданию, — это, конечно, пиратство. Как только книга появляется в открытом доступе, все деньги, которые вкладывает издатель, пропадают, и это очень демотивирует. Но, вместе с тем, я противник полицейских методов борьбы с пиратством, исхожу из того, что жизнь должна быть устроена не так, как кому-то идеально представилось, а так, как людям удобно. Нужно создать такой электронный продукт, который читателям будет удобнее купить, чем украсть, потому что он должен быть дружественный к пользователю. А сейчас, к сожалению, гораздо проще «спиратить», чем проходить все эти мучительные процедуры. Людям не жалко денег, просто нужно придумать простой и легкий механизм оплаты. А уж если человек хочет получить бесплатно, значит это студент и у него нет денег. И Бог с ним, в конце концов, не разоримся, главное, чтобы вошло в правило понимание, что над этим проектом трудились люди, тратили свое время, здоровье, и что все-таки этот труд стоит денег.
Как только это произойдет в стране, а в России любовь ко всему новому намного выше, чем в других странах, эта индустрия непременно начнет активно развиваться.
Я хотел бы, чтобы была переиздана вся мировая классика в электронном виде, чтобы, например, «Анну Каренину» можно было читать не только как текст, но и проникать внутрь, посмотреть, как выглядит Петербург или Москва того времени.
У такого издания появляется масса дополнительных возможностей и грех ими не воспользоваться.
Кроме того, появится новый тип литературы, который не может существовать на бумаге, а может быть только в электронном виде. У меня есть пара электронных книжек, которые не изданы, потому что они не могут быть изданы на бумаге, а только на электронном носителе. Это вполне продуктивно, в жанре детектива, я уже не говорю про то, что именно электроника даст расширенное восприятие материала. Интересной работы в этой области для писателей вижу очень много.
— Есть вопрос, который невозможно не задать. У вас огромное количество поклонников, но, тем не менее, вас также часто резко критикуют. Как относитесь к критике?
— Вы знаете, резкая критика в мой адрес — это какая-то брань со стороны профессиональных патриотов, и я в этом случае даже ничего не могу исправить. Чаще всего критикуют не читатели, которые знакомы с моими произведениями, а те, кто не читал книгу и никогда не прочтет. Я даже не могу на это злиться, потому что люди, которые меня критикуют, по сути, работают моими бесплатными рекламными агентами: они подняли такую волну в Интернете, что первый тираж на складе закончился раньше, чем мы планировали. Пришлось срочно допечатывать. Любая реакция повышает интерес, а значит, им за это большое спасибо…