— Сэр Иэн, Гэндальф появляется во всех трех фильмах «Властелин колец» и также во всех трех фильмах «Хоббит». Вы еще не устали от этого персонажа? Ведь это большая ответственность — так долго играть одного и того же героя…
— Да, это выглядит как очень большая ответственность. Но у меня нет такого ощущения. Работа мне нравится по совершенно разным причинам, так что же плохого в том, что она длится так долго. (Смеется.) Ни разу не было, чтобы я сказал себе: «Ох, опять играть Гэндальфа…». Для меня эта роль никогда не была рутиной. Мне нравится съемочная группа, нравится бывать в Новой Зеландии, нравится сам сюжет. Так получается, что я по жизни общаюсь с огромным количеством людей разных возрастов. И, что меня особенно трогает, встречаются подростки и даже маленькие дети, которые хорошо знакомы с этими историями. А раз они интересны молодому поколению, значит Гэндальф еще актуален и жить ему предстоит долго.
— Что вам больше всего нравится в Гэндальфе?
— Крайне редко выдается играть персонажа, который не просто старается быть хорошим, а является таковым. Считается, что для актера лучшая роль — роль злодея. И мне доводилось играть отрицательных героев и на сцене и в кино. Но в Гэндальфе нет ничего злодейского, он отличный пример для подражания для молодых людей. Его все любят, потому что он всегда стоит на стороне Средиземья. Это его работа и он старается выполнить ее на все сто. Да, он совершает ошибки, но он всегда движим благими намерениями. Мне кажется лучше всего его характеризует момент из первого фильма, когда Бильбо предлагает Кольцо Всевластия Гэндальфу, а он говорит: «Нет, нет, нет. Не давай его мне. Даже мне нельзя доверять, ведь оно такое могущественное».
— Вас не завораживает то, что Гэндальф волшебник?
— Ну почему? Меня, например, поражает то, что он бессмертный. Страшно подумать, ему больше 7000 лет! Кажется, он был в Средиземье всегда. Я никогда не думал о бессмертии, и даже представить себе не могу каково это. А то, что волшебник… В Гэндальфе Сером мне как раз больше нравится его качества, более свойственные человеку. Он не прочь покурить и выпить. Он любит хоббитов и любит весело проводить с ними время. И его часто можно увидеть, скажем так, не при исполнении служебных обязанностей. (Смеется.)
— Из всех персонажей книг Толкина, кто вам ближе всего: хоббиты, эльфы, люди?
— Наверное, хоббиты. Представьте их не сказочными персонажами, а обычными людьми на улице. Они простые, слабые, трусливые, слегка жадные, немного ленивые, как и большинство из нас. Однако Толкин и Гэндальф смогли разглядеть в хоббитах верность и преданность. Они могут быть храбрыми и стойкими, что у них есть внутренняя сила. Нужно только дать им повод проявить себя. Почитайте статьи в газетах о разных геройский подвигах, и увидите, что совершают их чаще всего люди, про которых никогда бы не подумал, что они на это способны.
— Как сложились ваши отношения с Мартином Фриманом, сыгравшем Бильбо?
— Я большой поклонник его работ, не только и не столько в кино, сколько на сцене. Я слежу за его творчеством уже много лет. Так что познакомиться с Мартином и подружиться было для меня большой честью. Он очень, очень талантливый актер. Стоит заметить, его игру всегда высоко оценивали, и правильно делали. И мне доставляет огромное удовольствие наблюдать за ним на съемочной площадке. Есть одно только «но». Крайне тяжело играть высокого персонажа среди низкорослых, таких как хоббиты или гномы. По техническим причинам нам приходится играть сцену или по отдельности, или, назовем так, на разных уровнях. И нет столь важного для актера зрительного контакта. Мне кажется посмотреть Мартину в образе Бильбо в глаза мне удалось всего пару раз. То же самое было у меня в работе с Элайджей Вудом, который играл Фродо во «Властелине колец». Мне всегда приходилось смотреть ниже лица Элайджи, чтобы потом на экране разница в росте наших героев выглядела правдоподобно. Поэтому большой отдушиной мне было снимать сцены с персонажами моего роста, например, с эльфами.
— В «Хоббите» вам снова выдалась возможность поработать с Орландо Блумом. Как прошла встреча старых друзей?
— Это забавно, но вместе на площадке мы были совсем немного. При этом мы очень часто видимся с Орландо вне съемок. В Нью-Йорке мы соседи. А на Бродвее, где он играет в «Ромео и Джульетте», а я в пьесах по С. Беккету и Г. Пинтеру, наши гримерки находятся друг напротив друга. Так что я с ним постоянно общаюсь.
— А с Питером Джексоном за все это долгое время совместной работы вы подружились?
— Я безумно счастлив, что знаком с ним. Я хорошо знаю его, его жену Фрэн Уолш (продюсер и автор сценария фильмов Джексона — Ред.), их семью, многих их друзей. У Питера и в доме и на площадке всегда очень дружественная атмосфера. Правда, просто посидеть, поболтать у нас не получается, потому что он всегда занят работой. Но даже на площадке у него всегда найдется минутка пошутить, посмеяться, спросить как дела и здоровье, выслушать твои проблемы. С ним не бывает чувства неловкости, даже несмотря на то, что он самый главный босс. (Смеется.)