— Таисия, сейчас стало модным вспоминать СССР. О той эпохе снимают сериалы, фильмы, говорят в ток-шоу. А чем вас привлекают те времена?
— Мои воспоминания — самые добрые и теплые. Те жизненные устои, моральные ценности, на которых я воспитывалась, — вечны и бесценны! К сожалению, сейчас многое из того светлого и правильного, что вкладывалось в воспитание детей, утрачено или отошло на второй план. Но я очень хорошо помню, с каким теплом люди относились друг к другу. Соседи жили дружно, не было злобы… Тогда нас учили уважать старших и помогать слабым. И каждый понимал: любовь — великое счастье! Вот вспомните наших школьных учителей! Они учили нас не потому, что это было их работой, нет! Это была их потребность, их смысл жизни. И мы, ученики, благодаря им впитали эту духовность, выросли с ней. Такое не купишь… Да и вообще, тогда люди были намного оптимистичнее, чище, сильнее духом.
— Какие-то «картинки» из семидесятых помните?
— Конечно же, помню! Я очень рано научилась читать и помню, как маленькой девочкой ехала в переполненном транспорте и, глядя в окно, без стеснения, громко читала все вывески подряд. Потом на весь салон декламировала стихи, которые выучила в детском саду! В общем, я была веселой девочкой, без комплексов (смеется). А еще — помню себя со скакалкой, которую держала, как микрофон, и пела — ведь тогда все концертные микрофоны были только со шнурами, и обычная скакалка идеально подходила для такой игры. И вот я с этой скакалкой в виде микрофона представляла себя певицей! Даже совсем маленькой я не пропускала ни одного концерта по телевизору, сходу запоминая мелодии. И тогда мне купили проигрыватель с пластинками — это было таким счастьем! Я слушала эти пластинки с утра до ночи! Еще запомнилось, как мне в шесть лет купили огромное профессиональное пианино, на котором я сразу начала подбирать мелодии. Спасибо моим родителям, ведь тогда приобрести такой инструмент было не так просто. Но они знали, как я обожаю петь, как я влюблена в музыку, и сделали мне такой подарок. Сейчас, вспоминая свое советское детство, думаю, что оно было у меня очень счастливым.
— У вас дома хранятся вещи той эпохи?
— Да, бабушка всегда дарила мне на день рождения разные фарфоровые статуэтки: детки, которые кормят голубей, девочку с ромашкой в руках… Когда я стала постарше, бабушка подарила мне статуэтку, где парень обнимает девушку за плечи. Все эти статуэтки до сих пор стоят у меня дома. Они простенькие, но такие родные (улыбается). Кстати, сейчас я иногда вижу такие же в антикварных магазинах, хотя в советские времена они не считались ценными — их производили массово, стоили они недорого и продавались практически везде… Но для меня эти статуэтки значат очень многое — прежде всего память о моей бабушке, которую я обожала. Память о моем детстве, о тех временах.
— А фотографии?
— О, да! Когда есть время, мы с мамой очень любим полистать семейные альбомы, повспоминать прошлое. Это всегда интересно! А иногда совсем неожиданно узнаешь что-то новое о родственниках. Бывает, смотришь старые фотографии и вдруг понимаешь, что на фото кто-то близкий, но мы о нем ничего не знаем. Мы с мамой тут же начинаем звонить другим родственникам, спрашивать, узнавать… Ой, можно целый сериал снять о том, как мы с мамой смотрим семейные альбомы! Мне всегда интересно ее послушать, особенно, когда она рассказывает о детстве, о прошлом нашей семьи — вообще о той эпохе. Иногда и всплакнем, вспомнив что-то трогательное… Мы с мамой всегда были очень дружны и близки. Помню как совсем маленькой я начинала ужасно переживать, если мама опаздывала вечером с работы: в моем воображении возникали какие-то страшные картинки, я выглядывала в окна, боялась за нее и не могла успокоиться, пока она не вернется. У нас с мамой всю жизнь была очень тесная связь, которая существует до сих пор.
— Раньше собирали приданное: посуду, хрусталь, постельное белье. У вас так же было?
— А как же, конечно! Мы, как любая советская семья, мечтали, чтобы в доме было красиво и уютно. Стояли в очередях, чтобы купить ту же посуду или ковер. И у нас тоже были хрустальные вазы, бокалы, всякие салатницы, конфетницы. А когда я первый раз выходила замуж, то все это богатство перешло ко мне (смеется)! Мамочка подарила мне много чего, но, к сожалению, всё это добро разбилось: мастер, который вешал полку на кухне, плохо прикрепил её, и она среди ночи рухнула с таким грохотом, что, наверное, весь дом проснулся! В итоге от моего хрусталя остались одни осколки…
— Наверное, и знаменитую тысячу рублей на свадьбу на сберкнижку откладывали?
— Когда я росла, откладывать деньги не получалось. Жили мы небогато. А вот когда родился мой сын, Денис (в 1983 году -, ред.), мы начали понемногу откладывать. Правда, не на сберкнижку, а была такая накопительная система страхования. И моя мама оформила страховой полис на Дениса — до его свадьбы. Работая на заводе, она по чуть-чуть вносила деньги на этот счет, но, к сожалению, с распадом СССР все накопления пропали. Но чего уж сейчас жалеть? Да и мой Денис еще не собирается жениться — так что все в порядке!
— Когда вы работали над новым видео «Календарь любви», вспоминали о том, что рассказали сейчас?
— Естественно! Вспоминала свой родной город — Белую Церковь, где прошло мое детство, где испытала свою первую любовь, о которой я рассказала только маме -больше никто о ней так и не узнал. Это чувство я хранила в своем сердце. И, признаюсь, вспомнила о нем во время съемок. Скажу больше: работа над этим клипом всколыхнула во мне целую волну воспоминаний! Некоторые из них буквально ожили с новой силой — это удивительные ощущения. Я как будто заглянула в те далекие семидесятые и ощутила почти забытую атмосферу.
— Кому пришла идея снять клип в стилистике 70-х?
— Клипмейкеру Семену Горову. Это он предложил такой сценарий, сказал, что его вдохновили собственные воспоминания, и замечательные стихи Михаил Гуцериева, в которых столько нежности, светлых ностальгических эмоций. Те годы сами по себе несут особое вдохновение, а еще я очень люблю советское кино. И все сразу сложилось — я поняла, что клип должен быть именно в таком стиле.
— Наверное, каждый из творческой группы внес в эту музыкальную историю свое воспоминание?
— Безусловно! Но больше всего сам режиссер: во время съемок Семен рассказал мне, что в 70-х годах его, совсем еще мальчишку, мама брала на работу. Она трудилась инженером. И он запомнил людей у кульманов, которые чертили, шутили, делились своими взглядами, радостями и проблемами, рассказывали о недавно прочитанных книгах, обменивались пластинками — целый мир, подсмотренный мальчишкой. Но этого мира уже нет… Мы воссоздали его частицу. Как сказал сам Семен Горов — «это кадры моего детства». Но я думаю, не только его детства. То, что вы увидите в клипе, будет родным для очень многих.
— Как вы подбирали платья и костюмы для видео? Наверное, вскрывали бабушкин сундук?
— Я бы вскрыла бабушкин сундук, но, к большому сожалению, у меня его нет. Зато я хорошо помню моду тех лет, а мои стилисты и дизайнеры очень талантливы. Да и у них своих идей тоже всегда хватает, причем очень оригинальных идей. Даже жалко, что из-за хронометража клипа мы не смогли показать и половину идей по костюмам!.. Наверное, это неплохой повод подумать еще над одним клипом в этом же стиле.
— А старинный трамвай долго пришлось искать?
— Насколько я знаю, его нашли в обычном депо на окраине Киева. Но, представьте себе, проблемой оказался не столько трамвай, сколько обычная «Волга». Точнее «Волга» именно из семидесятых, кажется, она называется ГАЗ−24. Вот её еле нашли — везли из другого города и восстанавливали, чтобы она выглядела точь-в-точь как в те времена.
— Раньше все праздники отмечали в семейном кругу, ходили в гости без приглашения. А сейчас общение идет в основном по телефону или скайпу. У вас так же или вы храните какие-то семейные традиции?
— Мы стараемся хранить эти традиции и, кажется, нам это неплохо удается. В любом случае, несколько раз в год мы собираемся за семейным столом — на Новый год, Рождество, на день рождения моей мамы, на мой день рождения.
— Как часто вы видитесь сыном Денисом?
— Довольно часто, хотя мне, как маме, конечно же, хотелось бы видеть его чаще. Но, он уже взрослый мужчина, у него своя жизнь. Да и у меня очень сжатый рабочий график, постоянные гастроли, выступления…
— Вы передавали ему какие-то семейные реликвии или фотографии?
— Часть семейных фото уже давно у Дениса — в его личном семейном альбоме. А из реликвий… У него дома дедушкин проигрыватель и пластинки с классической музыкой, которые он вместе с ним слушал в детстве.
— Он уже видел ваш клип?
— Да, видел, одним из первых, еще в пилотном варианте. Даже покритиковал немножко, потому что Денис принадлежит к молодому поколению и представляет то время несколько иначе. В общем, нормальная ситуация — он же тоже творческий человек. Но в целом, клип ему очень понравился.
— А муж?
— Он не просто видел! Игорь принимал активное участие в создании этого клипа, как мой продюсер.
— Десятого декабря у вас день рождения. Можете сказать, что «Календарь любви» — это подарок вашим поклонникам?
— Все мои песни, клипы, концерты — это подарки поклонникам! Я живу и работаю ради них, ради зрителей, ради тех, кто любит мое творчество! А как иначе? Ведь именно в этом заключен смысл того, что я делаю.