- В этом году легендарный Театр кукол имени Сергея Образцова отмечает 90 лет. А самому мэтру Сергею Владимировичу Образцову летом 2021-го исполнилось бы 120 лет. Давайте вспомним вашего знаменитого дедушку. Говорят, что его любовь к куклам началась с Тяпы, которую он сам смастерил из папье-маше. Это правда? И действительно ли эта кукла ездила с ним на все гастроли и была с ним до конца жизни?
- Самая первая кукла, которая у него появилась, называлась Би-ба-бо. Ее подарила ему мама в детстве. С этого, как он говорил, начался его роман с театром кукол. А кукла Тяпа появилась позже. Это был номер его сольного концерта. Этот маленький ребеночек, которого он укачивал, пел ему колыбельную, объездил с дедушкой весь мир. Сергей Владимирович выступал с Тяпой во время войны в госпиталях, ездил с ним на фронт. Эта кукла очень знаменита.
- Тяпа действительно был его талисманом и находился рядом с ним до конца жизни?
- Наверное, да, поскольку дедушка играл свои сольные концерты практически до конца своей жизни. Он очень любил эту куклу, с ней у него действительно очень многое связано. Особенно трогательны военные истории, ведь он выступал с Тяпой в госпиталях. Ему как-то сказали, что он будет выступать в палате, где два человека точно не выживут, они были смертельно ранены. Он спросил тогда: «Может быть, не надо выступать?" Ответили, что нужно. Он потом писал, что никогда в жизни больше не выступал для двоих, но никогда в жизни не чувствовал себя до такой степени нужным.
- Я слышал, что он говорил об этой кукле как о самом старом ребенке в мире…
- Да, самом старом ребенке в мире. Я много раз брала эту куклу в руки, но так, как ею работал дедушка, не получалось ни у кого из наших артистов. У деда были какие-то удивительные руки. Он ими работал потрясающе.
- Эта кукла жива до сих пор?
- Кукла жива, да! Оригинал ее находится в музее театра. Но мы еще изготовили несколько таких укол. Когда-то мы играли сольный номер, но исполнял его не один человек, а десять артистов одновременно.
- А в какие куклы вы сами играли в детстве?
- Я в детстве очень любила драться, поэтому играла в куклы тайком дома.
- Вы? Любили драться?
- Да, я была мальчишницей. А куклы у меня были те, которые дарили мне мои родители. Тогда только появились немецкие резиновые пупсы. Вот такие куклы у меня тогда и были.
- Какой дедушка был дома?
- Я никогда не жила у него дома. Он жил в своей квартире, мы жили в своей. Дедушка, знаете, каким был? Очень занятым. Он был занят постоянно. Поэтому у нас было правило: дедушка раз в месяц-полтора объезжал родственников. Помню, мне тогда мама поручала вытирать пыль с пианино. Он объезжал всех, а потом у кого-то одного в квартире мы оставались на праздничный ужин. И насколько я помню, у него всегда было хорошее настроение. А если при нем кто-то начинал жаловаться, например, на дождливую погоду, он произносил: 'Какая погода? Дождь пошел, так зонт возьму! Холодно — надену шубу, жарко — сниму шубу!» И у него было потрясающее чувство юмора. Помню, как-то он спросил меня: «Ну что тебе подарить, чтобы ты бросила курить?» Я тут же: «Машину». Он без паузы: «Кури». (Смеется.)
- Правда, что Сталин очень любил кукольный театр Сергея Образцова? Что ему нравилось больше всего?
- Сам Сталин никогда не был гостем театра, дедушка выступал с номерами из своего сольного концерта в больших сборных кремлевских, где вместе с дедушкой выступали Утесов, Русланова и многие тогдашние знаменитости. Сталин очень любил дедушкин номер, который назывался «Хабанера». Был даже случай, когда Иосиф Виссарионович опоздал на представление. Заняв свое место, спросил, кто выступал, ему сказали, что Образцов. Тогда он произнес: «Повторить!» И дедушка выступал два раза.
- Образцов был любим вождем. Как вы считаете, именно поэтому никто не пострадал из вашей семьи во времена репрессий?
- Да, это самое удивительное, что никто не пострадал: ни прадед, который был академиком и генерал-полковником, ни дедушка. Хотя были такие моменты, когда уже казалось, что вот-вот приедут. Например, только дедушка и Юткевич подписали письмо в защиту Мейерхольда. Он постоянно выступал на эти темы. В общем, как-то пронесло.
- Я и говорю, что, возможно, его спасла любимая работа.
- Ну вы же знаете, что Русланову не пронесло мимо. А она тоже была любимицей Сталина.
- Какие куклы использовали в театре до легендарного спектакля 1940-го года «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Нины Гернет? Ведь именно в нем впервые в стране стали играть тростевые куклы.
- Использовались разные куклы. В основном, перчаточные.
- Это правда, что именно из-за трехметрового джинна Кашкаш, самой большой и страшной куклы театра, спектакль был рассчитан на подростков и взрослых, поскольку малыши боялись ужасного джинна?
- Он вообще был рассчитан на взрослых. Там все-таки была такая любовная история. И взрослые с удовольствием на него ходили. Тогда еще в стране секса не было. (Смеется.) А малыши и сейчас такие же малыши: кто-то боится, кто-то нет. Но это не просто страшно, это эффектно и очень красиво. Он реально огромный, обнимает дворец.
- Большинство спектаклей были рассчитаны на детскую аудиторию: «По щучьему велению», «Веселые куклы», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Конёк-Горбунок» и другие. Почему с годами репертуар стал разбавляться «взрослыми» постановками — «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Дон Жуан−76», «Безумный день, или Женитьба Фигаро»?
- Дело в том, что «Волшебная лампа Алладина», «Король-олень» появились, потому что это было очень ново в Москве. Сергей Владимирович всегда держал руку на пульсе, он был новатор. Он ведь был не только кукольник, он был личностью, которая притягивала к себе. Он был и борцом за мир, и борцом с антисемитизмом, однажды его попросили написать материал, в котором бы он осуждал дискриминацию негров. На что дедушка ответил, дескать, он считает, что у нас в стране есть дискриминация евреев, когда с ней покончат, тогда он и о неграх подумает.
Еще он снимал документальные фильмы. Поэтому мне обидно, когда о нем говорят только как о кукольнике. Конечно, это его главное дело, но он и романсы пел, выпуская пластинки, боролся за животных и так далее. На его документальном фильме «Кому он нужен, этот Васька» целое поколение воспиталось.
- За что конкретно в 1946 году Сергея Образцова наградили Сталинской премией и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»?
- Много было сделано им. Были подготовлены агитбригады в Новосибирске. Он обучал бойцов играть. Было много выступлений в госпиталях. Когда под Москвой стояли немцы, он с артистами был на передовой. Прямо перед боем они выступали перед солдатами. Есть фотографии, на них смеются бойцы, которым скоро идти в бой, где, возможно, их жизнь закончится.
- Почему пародийный «Необыкновенный концерт» 1946-го года вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самое популярное представление?
- Потому что этот спектакль сыграли наибольшее количество раз в мире. И наибольшее количество зрителей его посмотрело. И до сих пор это самый популярный спектакль театра. До сих пор он ездит на гастроли за границу. Он востребован. В каждом месяце его играют два раза. Но и обязательно на открытии сезона, 31 декабря, перед Новым годом, и на закрытии. Интересно, что 31-го декабря часто приходят одни и те же зрители. Они, как мне рассказали, именно так любят отмечать Новый год. Приходят, похохочут и идут есть салат «Оливье».
- Вы сказали «пародия», а правда, что Министерство культуры СССР вообще не хотело, чтобы спектакль показывали — якобы он принижал советскую эстраду? И как из этого положения вышел Сергей Владимирович?
- Да, сказали, что это неправда о советской эстраде. Ведь сначала спектакль назывался «Обыкновенный концерт». А главное то, что в нем нет положительного героя. И тогда дедушка заявил, что концерт будет называться необыкновенным, а он будет вести этот концерт. И спросил, считают ли его положительным героем, его — лауреата Сталинской премии? И он некоторое время вел этот «Необыкновенный концерт» вместо конферансье.
- А кто-то конкретно обижался из артистов?
- А из артистов, на которых делали пародии, никто не обижался. Просто узнавали себя. Это были такие собирательные образы. А не точный портрет какого-то конкретного артиста.
- Как родился главный персонаж спектакля — бесподобный конферансье Эдуард Апломбов? Говорят, у него был прототип — известнейший конферансье того времени Михаил Гаркави?
- Нет, это собирательный образ нескольких популярных ведущих в то время. Одного прототипа не было.
- Как получилось, на ваш взгляд, что Зиновий Гердт, а именно — его голос, сделал Апломбова незабываемым?
- Я думаю, все, что получилось с этим спектаклем, получилось из-за того, что его делали очень талантливые люди. И ничем больше объяснить этот феномен невозможно, кроме таланта, даже гениальности некоторых людей. Это такое меткое попадание в десятку на долгие годы… Спектакль держится в ней и поныне.
- Откуда взялась Шахерезада Степановна со своей фразой: «Я готова»?
- Ее играла моя мама, дочка Сергея Владимировича Образцова. И играла ее замечательно. До сих пор в театре считается, что она наиболее точно произносила эту фразу. (Смеется.)
- Была еще и «Божественная комедия», как в то время выпустили этот спектакль?
- Было понятно, что это пародия на начальников, а Богом лишь прикрывались. Ну вот как-то прошло.
- Кто придумал визитную карточку нового здания театра — уникальные часы с заводными куклами на фасаде?
- Это дедушка попросил украсить фасад здания театра необычным часовым механизмом. Построенное из серого бетона, оно выглядело довольно мрачно. Именно он предложил концепцию башенных часов, за реализацию которой взялись скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес. Сам часовой механизм изготовил Вениамин Кальмансон. Так с начала 70-х каждый час кричит петух, а из одного из домиков под мелодию «Во саду ли, в огороде» выезжает фигурка того или иного сказочного героя. В полдень и полночь из своих дверок одновременно выходят все 12 кукол.
- Раньше петух на часах «кукарекал» каждый час, и даже ночью. Почему со временем для него установили тихий ночной режим?
- Он и сейчас кукарекает. Какой уж тут тихий ночной режим при таком движении на Садовом кольце. (Смеется.) Есть такая легенда, что в начале, как только часы пошли, живущие рядом москвичи устали слушать крик петуха каждый час, он мешал им спать, поэтому в органы посыпались жалобы. Часы прошли доработку, и у них стал дневной режим и тихий ночной.
- И сегодня в полдень, и в полночь, когда происходит самое впечатляющие зрелище, открываются дверцы всех кукольных домиков, перед театром собирается толпа зрителей?
- Да, собирается. Может быть, не такая большая, как раньше, но люди собираются с детьми, смотрят, фотографируются.
- Откуда у москвичей прижилось понятие «час волка»?
- Теперь это понятие отсутствует. В СССР спиртное начинали продавать в 11:00. А винный находился недалеко от театра. Так вот любители «зеленого змея» задолго до открытия начинали толпиться у дверей магазина, выстраивались в очередь и ждали одиннадцати часов. О том, что назначенное время наступило, им сообщал петух и выезжающий из своего домика волк с ножом в руке. Естественно, сразу появились шутки по поводу того, что он всегда готов порезать закуску, и тогда же возникло это понятие — «час волка».
- Правду говорят, что 16 декабря 1970 года на Садовом случился транспортный коллапс, когда сотни горожан впервые увидели этот диковинный аттракцион.
- Ну не коллапс, столько машин не было тогда у граждан. Но то, что машины поначалу останавливались рядом с часами и подолгу стояли, это факт. Тогда ведь стоянка не была запрещена. (Смеется.)
- Как сегодня сохраняются традиции театра, которые создал ваш дедушка?
- Дедушка очень интересно говорил: «Там, где живы традиции, там мертвы идеи». Просто его идеи настолько хороши, что мы не можем от них отказаться. Они — это такая вечная традиция. Традиция стараться как можно лучше, как можно талантливее. Насколько это возможно, тянуться к вершине — к «Необыкновенному концерту».