Никто и никогда не видел Аллу Сигалову слабой, даже в самые трагические минуты жизни. Эта обворожительная, хрупкая женщина производит впечатление неприступной железной леди. Но вулкан, бушующий в ее душе, находит выход в ее неординарных, чувственных постановках на сцене. Она — один из самых востребованных хореографов и у нас, и за рубежом, а теперь и театральный режиссер. В этом сезоне зрители рвались на два ее громких спектакля — «XX век. Бал» в МХТ и «Моя прекрасная леди» в Театре Олега Табакова. А совсем недавно вышла ее книга «Счастье мое».
1. О воспитании
В детстве мне давали прочесть правильные книги. Поэтому достаточно быстро мозги встали на место. Вообще вопрос воспитания — это прежде всего книги, которые ребенок читает, и фильмы, которые он смотрит.
Одно из главных правил, которые в меня поселили, — не быть навязчивой, не заставлять никого существовать рядом из вежливости. Если человек захочет меня увидеть — он позвонит.
Я не призываю никого быть застегнутым на все пуговицы, «человеком в футляре». Хочешь быть открытым — будь им. Просто есть определенные рамки. Это называется воспитанием.
«Комплекс» — прекрасное слово. Все комплексы работают на позитив, если их анализировать и соотносить себя с теми сложностями собственного характера, которые тебя не устраивают.
Для меня тело — это сигналы, я их вижу и очень реагирую на то, как человек идет, как поворачивает голову, как берет за руку, для меня все это очень важные знаки.
2. О себе
Я принимаю жизнь такой, какая она есть. Никогда ни о чем не мечтаю. Живу сегодняшним днем и счастлива им. Если я чего-то хочу, то тут же и делаю. Захотела куда-то поехать — еду. Хочу с человеком общаться — значит, буду.
Наверное, если бы я была мудрее, что-то в своей жизни сделала бы иначе. Я совершала ошибки, которые мудрый человек не совершил бы. Но, видимо, мудрость не в том, чтобы не делать глупостей, а в том, чтобы уметь их осознать и покаяться.
Именно балет, хореографическое училище дали мне такие важные качества, как дисциплина, терпение, пунктуальность и обязательность.
В моей жизни были очень страшные поступки, за которые я всегда буду чувствовать себя виноватой. Большинство из них, к сожалению, исправить уже невозможно.
Я стала терпимее, стала больше прощать, но не все, и потому достаточно большое количество людей вывела за круг. Слава богу, они были не в самом ближнем кругу.
3. О профессии
Если бы я жила без болей, то тогда и работать бы не могла. О чем мне говорить, если я заплывшая жиром, благополучная девица? Боль, которую ты преодолел или не преодолел, и есть генератор жизни и творчества.
Я каждый раз испытываю страх, когда еду на репетицию. А когда мне кажется, что я спокойна, сразу думаю: «Боже мой, неужели все кончилось и пришло это страшное время?» Волнение такого рода обязательно у творческого человека.
В «Моей прекрасной леди» на первом плане для меня — история учителя и ученика, ведь за спиной уже тридцать шесть лет педагогики, это очень важная часть моей жизни. Естественно, и я влюблялась, были романы с учениками, и это нормально, так должно быть.
4. О любви
Самый страшный звонок — когда ты перестаешь влюбляться. Чем еще должна заниматься душа, как не любовью? К детям, к маме, к мужчинам, к работе, к солнцу? Душа — это тире любовь, и больше ничего.
Любовь и семейная жизнь — это всегда какие-то компромиссы, на которые ты закрываешь глаза, потому что есть нечто главное, ради чего ты готов любить, ждать, верить…
Страсть может разрушить, а может создать. Это зависит от человека в предлагаемых обстоятельствах, от воспитания, от опыта. Да, я страстный человек! И не могла бы жить иначе. Это созидательный момент моей жизни.
Если, не дай бог, у меня случается какой-то конфликт, я просто тихо, спокойно попрощаюсь и уйду.