Певица Диана Гурцкая — прекрасный пример того, как, несмотря на жизненные обстоятельства, можно достичь своей мечты. Заслуженная артистка России, почетный профессор университета и просто любящая мама — это все о ней.
— Диана, мы с вами встречаемся довольно рано, но вы уже приехали с очередного мероприятия. Приходится быть ранней пташкой?
— Для меня это обычная жизнь. Я уже была в Министерстве культуры на совещании, вечером у меня съемки. Такой круговорот каждый день: рабочие встречи, записи, съемки, общественная деятельность. Плюс, конечно же, воспитание ребенка, потому что я стараюсь участвовать в его жизни. Ему почти двенадцать, он очень любознательный. А дети сейчас довольно независимые, плюс гаджеты… Все это делает их немного другими, чем мы были в их возрасте.
— Как часто вы уезжаете на гастроли?
— Когда родился сын, я сразу всем сказала, что буду ездить меньше. Я не хотела и не хочу упускать ни минуты из того, что касается моего ребенка. Слава богу, что мой брат и продюсер внимательно отнесся к моей просьбе и согласился. Я езжу, конечно, немало, ведь я еще занимаюсь и общественной деятельностью: мы бываем в разных странах и регионах, готовимся к фестивалю «Белая трость». Там проходят кастинги, концерты, мы ездим по школам-интернатам, общаемся с детьми, я провожу мастер-классы. Я чему-то учу детей, они меня — тоже. Но мне хватает времени, чтобы и путешествовать и бывать дома.
— Кто вам помог стать той, кем вы сейчас являетесь?
— Конечно, мои родители. Я младшая из четырех детей. То, что случилось со мной, для родителей тогда звучало как трагедия, никто не знал, что делать, куда бежать. Люди не знали, что такое доступная среда. Была абсолютная резервация для детей с инвалидностью, якобы комфортная ситуация, свой созданный мирок, но я считаю, что это неправильно. И некому было подсказать, что делать: не было педагогов и помощников. Когда родители консультировались у врачей, все от них отмахивались, никто ничего не знал, потому что времена были другие. Но мои родители помогли мне в том, чего я достигла, причем интуитивно, без подсказок и поддержки. Потому что любили. И это очень важно. Любовь и вера делают все, чтобы человек мог жить. И вот я живу. Я никогда не называю свою ситуацию ни проблемой, ни трагедией, я считаю, что это моя жизненная история, и я люблю ее такой, какая она есть. И знаю, что есть дети, которым нужна поддержка.
Поскольку я помню, как сама стремилась на сцену, а в нас с братом поначалу никто не верил, то хочу, чтобы этим ребятам верили и у них все получилось в жизни. У меня есть мечта, чтобы незрячие и слабовидящие дети приезжали сюда из разных стран и разных городов нашей необъятной России и рассказывали о себе, своем творчестве, показывали, насколько они классные и талантливые. Я всегда говорю, что нас, людей с инвалидностью, не нужно жалеть, потому что жалость ни к чему хорошему не приводит. И когда мы видим этих детей на сцене, ни о какой жалости речи не идет.
— Слышала, что вам недавно присвоили звание почетного профессора Московского государственного гуманитарно-экономического университета. Довольно неожиданно…
— Для меня самой это тоже было неожиданно. Я не знаю, насколько это заслужила, но, безусловно, благодарна людям, которые так меня принимают. Это потрясающий университет, где на равных обучаются девчонки и мальчишки с инвалидностью и их здоровые сверстники. Я туда приезжаю, провожу мастер-классы, у нас большой фестивальный проект. В планах преподавание вокала и вообще лекции о творчестве, искусстве вокала. Что касается самого звания… Каждое звание для меня — это большое счастье. Когда я стала заслуженной артисткой России, это оказалась не только награда для меня, но и для всех, у кого есть ограничения, но есть мечта.
— Мы уже коснулись в разговоре жизни вашего сына. Расскажите подробнее, каков он — сын Дианы Гурцкой.
— Константин учится в пятом классе. Как и все мальчишки, бывает, ленится, но вместе с тем постоянно стремится куда-то. У него уже свое отношение к жизни. И это очень правильно, потому что сейчас дети мыслят по-другому, нежели мы в их возрасте. Я очень благодарна Богу и судьбе, потому что моя жизнь с рождением Кости разделилась на до и после. Он является эпицентром всего, что со мной происходит. Он хороший мальчик, добрый, обычный. Я никогда не стремилась к тому, чтобы Костя был звездным ребенком. У нас замечательная государственная гимназия. Я изначально хотела, чтобы и сад, и школы были обычными. Наш племянник, сын моего брата, одного возраста с Костей, они ходят в музыкальную школу, играют на фортепиано. Спасибо Богу, сын старается.
— Видите в нем музыкальные таланты?
— Я никогда не стремилась к тому, чтобы он стал музыкантом. Фортепиано — это просто некая музыкальная интеллигентность, классика. Я хочу, чтобы он прикоснулся к этому замечательному творчеству, классической музыке. А там как получится. Он также ходит заниматься большим теннисом. Я всем довольна, но всегда говорю ему: сынок, самая главная профессия в жизни — быть хорошим человеком. Будешь ли ты финансистом или артистом, это все не важно, если ты станешь плохим человеком.
— Вы строгая мама?
— Мы с сыном большие друзья. Хотя, конечно, я его журю больше всех, а балует мой брат, и я строже всех, даже его папы. Но мы с ним делимся всем, любим общаться перед сном, обсуждаем, что было сегодня, как было. Я спрашиваю его, что он смотрит в Интернете, какую музыку предпочитает и так далее.
— То есть вы в курсе молодежных интересов?
— Я в курсе того, чем живет мой ребенок. Это правильный родительский подход, ведь дети могут, минуя нас, что-то посмотреть в Интернете. И здесь нужно грамотно подходить: не запрещать все подряд. Я давно освоила Фейсбук, сейчас осваиваю Инстаграм и думаю о ВКонтакте. И в общем-то это только ради сына, я хочу знать, что именно его интересует. Ему, кстати, в последнее время стали интересны какие-то съемки, а недавно заявил, что сочиняет музыку. У него сейчас такой период, что он пробует себя везде. Они с двоюродным братом как раз вчера играли на школьном юбилее. Довольно хорошо исполнили Брамса, мне понравилось. Я, правда, волновалась. Я заметила, что за себя так не волнуюсь, как за детей. (Улыбается.)
— Как вы любите проводить свободное время?
— Люблю бывать дома. Там мне комфортно: теплая кухня, кофе… Люблю просто почитать. И как раз, когда все уже спят, я читаю, смотрю фильмы — люблю наши картины, советские. Я возвращаюсь в то время, по которому, возможно, скучаю. Возвращаюсь в то время, когда моя мама была жива и мы смотрели вместе фильмы. Я люблю жить абсолютно просто, люблю людей, гостей.
— Диана, признайтесь, как вам удается оставаться в форме и вообще не меняться?
— Это нелегко, потому что в ресторане моего брата так вкусно кормят, что я не могу контролировать съеденное. Но у меня дома есть беговая дорожка, и каждый день, как бы лениво мне ни было, я заставляю себя час или полтора ходить. Есть определенные тренажеры, где я не могу заниматься по состоянию здоровья, а беговая дорожка — это мое занятие. Я вообще люблю выглядеть красиво — не потому что я артистка, просто каждая женщина должна выглядеть красиво. Можно пораньше на часок встать и привести себя в порядок или лечь на час позже, чтобы сделать какие-то масочки. Что значит выглядеть красиво? Когда со стороны кто-то мне скажет — конечно, это приятно. Но красота — это скорее внутреннее ощущение. Когда ты улыбаешься себе самой, это и есть красота настоящая. И не в платье дело. Ты можешь очаровать людей просто своей улыбкой и внутренним миром.
— А слабости у вас есть?
— Конечно. Это запахи — то, мимо чего я не могу пройти. Это то, что знают все мои близкие. Недавно брат сделал очередной подарок — купил потрясающий запах. А еще я люблю украшения, как и все женщины, и ничего не могу с этим поделать.