Музыкальная комедия «Будьте моим мужем» режиссера Аллы Суриковой стала поистине всенародно любимой на всем пространстве Советского Союза. Тем более что в главных ролях в картине снялись кумиры миллионов — Андрей Миронов и Елена Проклова.
— Елена, как известно, съемки фильма «Будьте моим мужем» проходили на сочинском курорте Лоо летом, в разгар отпусков. Как вам работалось?
— Отвратительно! (Смеется.) Все отдыхают, а ты работаешь. Ну а если серьезно, то я трудоголик с детства, с одиннадцати лет работаю. Поэтому не знала, что такое отдых, я больше знаю, что такое работа.
— Андрей Миронов не сразу согласился сниматься в этой картине, специально под его замечания даже переписывали сценарий. Вы тоже раздумывали?
— Нет, не думала, мне сразу понравилась эта роль.
— Чем?
— В то время фильмы в основном снимались советские махровые — типа заседаний профкомов. И мне показалось, что получить возможность поработать в такой картине, где об этом нет ни слова, — просто большой подарок.
— Как проходили съемки, поклонники не досаждали?
— В то время было как-то более корректно, никто не сходил с ума по актерам до такой степени, как сейчас. Сегодня за ними бегают в большей степени, чтобы самим попиариться. Тогда такого не было. Конечно, вокруг присутствовало много людей. Катастрофически много. Это было жаркое лето. Всегда площадку огораживали, оцепляли. Работать было непросто в такой обстановке, безусловно. Пока разгонят людей, пока все приведут в божеский вид — сложно, одним словом.
— Уже после выхода фильма на экраны вы посещали те места, где проходили съемки?
— Да, вот недавно была большая передача, и мы, участники картины, специально поехали в Лоо, пообщались с хозяйкой, которая в то время там была. Очень приятная встреча произошла. Ну и к тому же у меня и квартира в Сочи, и дом строится.
— Много на площадке было нештатных ситуаций? Я где-то читал, как-то директор ресторана подал вам настоящее шампанское, а не лимонад…
— Ой, а я такой истории не помню. Любая картина, которая пользуется популярностью, обрастает диким количеством всяких придумок и историй. В этом нет ничего плохого, но, к сожалению, далеко не все правда.
— Лично для вас чем запомнился фильм?
— Лично для меня эта картина очень значима именно тем, что в то время, когда все артисты были заняты съемками в достаточно тоскливых и предсказуемых картинах, мне удалось поработать над фильмом, в котором можно было хотя бы душой отдохнуть. Не обязательно физически самой. Была возможность как-то по-человечески играть какие-то человеческие отношения. Это редкость. Как актрисе мне гораздо интереснее было играть про любовь, про какие-то отношения в такое прекрасное время, как отпуск, нежели про собрание парткома.
— В фильме много музыкальных номеров, которые появились по просьбе Андрея Миронова. Вам понравились такие вставки в картину?
— В то время элементы легкого мюзикла присутствовали во многих картинах. Я думаю, что для развлекательного фильма это было замечательно.
— Как вы относились к тому, что за вами в период съемок ухаживали сразу несколько кавалеров?
— Я, как любая женщина, люблю, когда за мной ухаживают. Тем более женщина я к тому моменту была абсолютно свободная. И могла себе позволить то, что считала нужным. А вообще ухаживания многих кавалеров для меня вещь достаточно привычная. Судьбой я избалована в этом плане. Для меня в ухаживаниях не было ничего неожиданного и необыкновенного. Ухаживали и ухаживали, и правильно делали, я так считаю.
— Андрей Миронов как-то особенно проявлял свое внимание?
— Он вообще был для меня самым необыкновенным человеком и актером. Это море обаяния и умения. Мне кажется, что было бы странно не обратить внимание на ухаживания такого человека.
— Кстати, я знаю, что даже Владимир Путин оказывал вам знаки внимания, поздравлял с днем рождения…
— Я такая счастливая, меня все президенты нашей страны поздравляли с днем рождения. Все их телеграммы у меня хранятся. Думаю, любому человеку у нас было бы приятно внимание президента. Мне это нравится, я польщена.
— Близко с ним знакомы?
— Да, конечно. Я же была его доверенным лицом, когда его избирали. Виделись на собраниях, съездах, да и на общих гулянках. (Смеется.)
— Вернемся к съемкам. Скажите, а с таким мэтром, как Миронов, интересно было работать или казалось сложным держать планку и соответствовать?
— Конечно, интересно. Это один из лучших людей своего времени. Один из лучших актеров. Талантливая личность. Веселый, смотрящий вперед, и смотрящий достаточно далеко. Вообще мне с партнерами всегда везло. Посмотрите хотя бы на состав самой первой моей картины «Звонят, откройте дверь»: Ролан Быков, Ия Саввина, Олег Ефремов. Я была счастлива. Но я привыкла этих людей воспринимать как своих друзей, соратников по общему делу. У меня никогда не было ощущения, что к ним надо относиться с пиететом. Вообще, чем человек богаче внутренне и более заслужил уважения, тем он проще. Обычно кичатся своим статусом те, кто хотел бы что-то еще иметь. Вот они и пытаются создать впечатление, что они таковые и есть. Всегда это выглядит жалко, убого и неинтересно.
— Что для вас партнер?
— Партнер — это все! Партнер — это возможность жить на сцене, а не просто отрабатывать то, что ты заучил или придумал. От партнера зависит, насколько глубоко будет твое ощущение роли. Если партнер хороший, то твоя работа над ролью приобретает многогранность. Потому что каждый новый спектакль или роль в кино — это все равно процесс, а если партнер никакой, то ты что придумал, то и сыграл, собственно говоря, тихо сам с собою и существуешь. А это гораздо менее интересно.
— Андрей Миронов был не просто партнером по роли. У вас же был роман. И, как говорят, Лариса Голубкина, на тот момент его супруга, даже приезжала на съемочную площадку с проверкой «облико морале» своего суженого…
— Мне кажется, что Лариса Голубкина очень разумная и много повидавшая женщина. Поэтому я не думаю, что момент, чего уж тут скрывать, нашего романа был ей неизвестен. Наверняка она не в первый раз переживала его какую-то связь. Вы сами знаете, как это происходит в жизни, что тут говорить. Мы же все не дети, правда? И я не буду делать вид, что я нигде, никогда и ни с кем, — это глупо, согласитесь. Правда, не знаю, как для Андрея, лично для меня это был рядовой роман. Не могу сказать, что я была безумно влюблена, что для меня это были какие-то там серьезные моменты…
— Во многих ваших биографических статьях написано, что во время тех съемок вы познакомились с художником-постановщиком Александром Адамовичем, ставшим впоследствии вашим супругом.
— Ну, он не был моим мужем никогда. Мы просто жили вместе. А сама встреча произошла просто. Отец приехал к ребенку. Ведь Филипп Адамович, его сын, играл в фильме моего сына. Так мы и встретились. Надо сказать, что в жизни ребенка я принимала живейшее участие. С ним на съемках была пожилая бабушка, которая не очень хорошо при той жаре себя чувствовала, мне приходилось ее лечить. В общем, я ухаживала за Филиппом, делала все, что нужно для него. Как мама. Мы с ним очень подружились. Поэтому, я так думаю, это было нормальное человеческое закономерное знакомство.
— С тех пор вы встречались с Филиппом?
— Мы с ним очень много разговаривали по телефону, но, к сожалению, нам пока не удалось встретиться. Он живет во Франции. Работает ювелиром, как и его папа.
— Вы упомянули, что лечили бабушку Филиппа. Еще говорят, что когда у Аллы Суриковой на съемках от напряжения начала сильно болеть голова, вы вылечили и ее. Это действительно так?
— Да. У меня обе бабушки были в какой-то степени народными знахарками. Несмотря на свои должности и работы, они увлекались народной медициной. Этот дар им достался от их бабушек. Понятно, что и я в подобном ключе была воспитана. Я до сих пор не пью никаких лекарств. Если это только не какая-то катастрофическая ситуация. Поэтому у меня на любой случай жизни есть какой-то рецепт, как помочь человеку. Да, я помогала Алле Ильиничне.
— Я так понимаю, что в качестве соведущей к Геннадию Малахову вы потом попали не случайно?
— Ну да, многим было известно, что у меня есть такое увлечение и что я человек «в теме».
— Кстати, а сейчас вам предлагают вести телепередачи?
— Предлагают, но у нас не складываются отношения по многим параметрам. Где-то я не подхожу, где-то мне не нравится, в общем, пока не получается, и слава богу.
— Все что ни делается, к лучшему.
— Абсолютно. (Смеется.)
— Но у вас и без телевидения много работы. Скажите, на данный момент что вам больше нравится — кино или театр?
— Конечно, театр. Это давнишняя моя страсть и любовь. Начиная с семнадцати лет я работаю в театре — во МХАТе двадцать лет, потом в антрепризе, сейчас в театре Бабкиной. Я очень люблю театр, потому что это процесс. Кино — это все-таки работа на результат. И ты потом к этому результату не имеешь никакого отношения. Тем более сейчас в кино у меня нет интересных ролей, предложений. Очевидно, что мой возраст женский не вызывает интереса у тех, кто работает. Но я думаю, жизнь на этом не кончается. Все впереди. (Смеется.)
— Но вы замечательно выглядите…
— Этот возраст не очень интересен для исследования. Больше интересуют, конечно, молодые судьбы, страсти, любовь, а все остальное мало востребовано.
— Да, мне недавно один известный актер в возрасте тоже сказал, что, к сожалению, востребованы только молодые.
— Ну а почему «к сожалению»? И слава богу. Это жизнеутверждающий момент, что все молодо. Я только приветствую. Просто есть надежда, что когда-то еще в будущем промелькнет та роль, которая будет значимой и для меня, и для зрителя, и для режиссера.
— Вы открыто говорите о своем возрасте, хотя многие скрывают количество прожитых лет…
— Все зависит от характера человека. Я знаю очень много людей, которые ничего не скрывают. Наверное, нужно в этом возрасте гордиться тем, что у тебя есть. А мне есть чем гордиться. Вот и все. Самое главное, я берегу свое здоровье, я о нем забочусь. А в моем возрасте это очень важно — когда чувствуешь себя совершенно беспроблемным человеком.
— А как заботитесь?
— Здоровый образ жизни, физические нагрузки. Плавание, зарядка, правильное питание, жизнь на свежем воздухе. А самое главное — хорошее настроение. Когда каждый день воспринимаешь как счастье. Как подарок. Все рецепты несложные. Ну и Господь Бог дал здоровье хорошее.
— Вы верующий человек?
— Смотря что вы имеете в виду. Если религиозный — нет. А если верующий — да, и очень.
— Как сегодня поживают ваши наследницы — дочери Арина, Полина и внучка Алиса?
— Замечательно они поживают. Внучка заканчивает магистратуру в архитектурном институте. Старшая дочь работает. Замужем. Довольна своей жизнью. Младшая дочь тоже окончила институт, сейчас подыскивает работу, которая была бы ей интересна. Занимается конным спортом. Жизнь продолжается.
— Вы как-то сказали, что нужно было быть нежнее к своим детям. Что вы имели в виду?
— Наверное, чистый прямой контакт. Все-таки у актеров мало таких контактов с детьми. Я очень рада, что хотя бы второй дочери досталось внимание. Когда я поняла, насколько это важно, то просто ушла из театра, отовсюду, чтобы не только ее родить, но и провести с ней первые пять лет. Просто не отрываясь, держа за руку с утра до ночи и с ночи до утра. И я счастлива. Именно это, наверное, материнство — быть рядом и отдавать все, что ты можешь. Первой дочери достались более трудные времена, тогда мне приходилось работать в двух-трех картинах одновременно. Отстраивать кооперативную квартиру. Я была такая воскресная мама. Но хорошая воскресная мама. Она у меня была одета с ног до головы, покупала ей одежду, когда ездила на международные фестивали. Питалась она у меня только с рынка, замечательной едой. Но это все не самое важное для ребенка. Для ребенка важно, чтобы мама рядышком была. А я приезжала, читала сказки, что-то дарила и опять на работу. А с ней сидели моя мама и няня. Так что по-разному у них сложилось. Но опять-таки неизвестно, что лучше. Мне, конечно, было лучше рядом с ребенком. Я родила Полину в сорок один год. Это уже тот возраст, когда ты умеешь ценить простые вещи. И когда уже не нужно делать карьеру, она сделана.
— Какие у вас отношения с Андреем Тришиным после развода?
— Я вам могу сказать, что дай Бог каждой разведенной паре иметь такие отношения, которые у нас с ним остались. Мы добрые друзья, мы ни в чем не упрекаем друг друга, у нас есть понимание, желание помогать друг другу. Например, Андрюша сейчас помогает мне строить дом в Сочи, за что я ему очень благодарна. Я думаю, что мы прожили с ним хорошую совместную жизнь. И то, что мы предоставили друг другу свободу, вернее, я ему (так будет более честно), в этом и мое уважение, и любовь к нему. Глупо держаться за человека и портить как ему, так и себе жизнь. Мне это всегда казалось самым неправильным занятием в жизни.
— Но над ландшафтным дизайном вашего сочинского дома, наверное, придется опять поработать вам самой?
— Думаю, да. А для чего тогда мне нужна эта профессия? Когда мы построили дом, то с красивым оформлением земли возникли трудности. Те цены, которые нам объявляли, были огромны. Поэтому я и пошла учиться, заранее понимая, для чего мне это. И сегодня я счастлива. Ландшафтный дизайн — увлекательнейшее занятие, не менее интересное, чем актерство. Я даже делала некоторые проекты своим друзьям. Мне это безумно нравится. Я до сих пор, когда есть возможность, вожусь в земле с растениями. Это работа и художника, и архитектора.
— Не собираетесь переезжать в Сочи?
— Я мечтаю там жить. У меня же профессиональная бронхиальная астма. Московский климат, бесконечная пыль за кулисами — это не то, что мне нужно. Врачи сказали, что было бы замечательно, если бы я вообще не работала. И посоветовали переехать в Крым. Но у меня чудная астма: в Крыму мне хуже, а на Кавказе, особенно в горах, я перестаю дышать своими лекарствами и начинаю чувствовать себя потрясающе. Я, скорее всего, перейду на такой режим: работать здесь, а жить там. Я уже летаю туда-обратно, как на машине езжу, для меня это вообще не проблема. Ведь для меня природа — смысл всей моей жизни. Отстроив квартиру в Сочи, я думала, что буду приезжать туда, отдыхать, купаться в море. Нет. Мне стало не хватать земли. Тогда я купила участок. Поэтому и строю там себе еще один домик маленький. Чтобы жить в горах. Чтобы смотреть на горы, как восходит и заходит солнце, в каком состоянии море. Слушать дождь. Жечь костер. Я без земли не могу.
— Подсобное хозяйство будете заводить? Как известно, в вашем подмосковном доме есть и сад, и огород, и курятник?
— Наверное, буду. Я вообще в душе помещица. Ведь если хочешь питаться здорово, ты вынужден этим заниматься.
— Я слышал, что в подмосковном доме вы живете вместе с Тришиным?
— Поймите, этот дом мы строили с Андрюшей всю свою жизнь. В него вложено такое количество любви, души, сердца, что никто из нас не может сказать другому: «Знаешь что, теперь это не твое!» У нас так не получается. И слава богу, что так. Есть какие-то сложности во взаимоотношениях, как все обустроить, но мы с этим справимся. Дом огромный, места в нем всем хватит. Ни у кого нет злобы друг на друга. Наоборот, есть желание друг другу помочь. Вообще, жить здорово. Я каждое утро просыпаюсь и благодарю Создателя, что у меня есть еще один день, которым можно наслаждаться. Я живу, и это уже счастье.