Еще в самом начале девяностых годов, когда у нас в стране и в помине не существовало такого понятия, как «стартапер», Илья Бачурин уже им был. Рожденный с натурой предпринимателя, он не может находиться в состоянии покоя, реализовывает самые смелые начинания. Понятно, что такие динамичные светские львы не остаются в одиночестве. С именем этого человека связано немало громких романов. Не так давно пресса обсуждала его разрыв с актрисой Равшаной Курковой, а сегодня уже говорит об отношениях со звездой Comedy Women Надеждой Сысоевой…
— Илья, досконально изучив вашу биографию, я пришла к выводу, что вы относитесь к породе молодых да ранних, причем совершенно во всех аспектах бытия…
— Да, так и есть. И я всегда прилагал к этому усилия. Сколько себя помню, мне казалось, что если я не сделаю то или другое немедленно, то завтра, возможно, станет поздно. Так что в любой момент времени я старался выполнять программу максимум.
— Люди годами учатся жить здесь и сейчас, а вы такой талантливый, уже — подростком знали нечто важное…
— Насчет своих дарований я не знаю вообще ничего, не мне судить, даже не стал бы их оценивать. Но то, что ко мне довольно рано пришло ощущение неповторимости момента, его быстротечности, это правда. В детстве эта неуемность выражалась в гигантском количестве прочитанных книг, в бесконечной череде спортивных секций, которые я посещал… Десять лет легкой атлетики, бокс, дзюдо, горные лыжи, которые остались со мной и по сию пору. При первой возможности я стараюсь улететь в горы, катаюсь, раньше участвовал в соревнованиях по фрирайду. Ну и, безусловно, мотокросс, который со мной уже два десятка лет. Летом — скейт, ролики… Если возвращаться к детству, то ребенком я еще ходил в музыкальную школу, где играл на скрипке и фортепьяно. Плюс дома мастерил многочисленные ездящие и летающие модели. Даже свой первый скейт сам себе склеил, заляпав при этом всю квартиру эпоксидной смолой. А до этого вытачивал подвески и колеса на всевозможных подмосковных заводах, куда добирался на электричках. Весело было, причем не только мне, но и родителям. То есть с детства я был увлеченным человечком, миллион разных хобби себе придумывал. Надо сказать, мне очень повезло с родителями. Они нам со старшим братом Евгением давали необходимую свободу, во всем поддерживали, поэтому я мог уже в возрасте четырнадцати лет поехать с друзьями-одноклассниками в горы, на Чегет, потом в Грузию, в Армению.
— Ну, вы, видимо, были неугомонным ребенком, которого не остановить.
— Точно. Проще было отпустить. Конечно, мы спорили с мамой и папой, но в итоге все складывалось благополучно. Понятно, что тогда была другая страна, более спокойная с точки зрения криминала, да и родители отличались мудростью. Они умели так ненавязчиво, тонко подвести меня к каким-то правильным самостоятельным решениям…
— Они у вас инженеры, брат много лет отдал авиации, а вы чистый гуманитарий, правда, с бизнес-жилкой. Как в школе учились?
— Неровно, год на год не приходился. В седьмом классе я перешел в спецшколу с преподаванием ряда предметов на английском языке, что было не просто, но потом дало мне фору для поступления в институт. Позже еще учил французский язык, но так и не нашел ему применение, оттого, увы, стал забывать. А вот английский у меня абсолютно рабочий, я читаю на нем книги, смотрю фильмы. Это такое дополнительное удовольствие, когда ты сталкиваешься напрямую с первоисточником и не натыкаешься нередко на грубый перевод, ломающий всю тонкую ткань повествования.
— Каким жанрам отдаете предпочтение?
— Я большой поклонник фантастики. Мне нравятся антиутопии, замысловатые вымышленные миры. Но в целом ценю не жанры, а творческий уровень произведения, его качество.
— А впечатление производите реалиста без всякого налета романтики.
— Я в достаточной степени романтичен. И, честно говоря, во многом мое восприятие определяет не желание однажды оторваться от реальности. Мне хочется четко видеть истинные мотивы каждого человека, с которым я общаюсь, также наблюдать наиболее правдивую картину в тех областях жизни, бизнеса, к которым я имею непосредственное отношение. Крайне важно не обольщаться ненужными надеждами. Это касается и проектов, и отдельных личностей.
— Часто ошибались в людях?
— К счастью, нет. Пока внутреннее чутье не подводит. Рядом со мной никогда не было людей непорядочных. В каком-то глобальном масштабе меня никогда не предавали друзья. После первого знакомства, оценивая человека, я кладу его на какую-то полочку своей души, и он там прочно остается. Я в этом смысле не склонен резко менять суждения. А романтизм у меня цветет буйным цветом во взаимоотношениях с противоположным полом. Здесь я порой лгу сам себе, выдумываю небылицы… Но, сочиняя себе мир, пускаясь в романтические допущения, ты рискуешь серьезно разочароваться, что иногда и происходит. И винить в этом можно только себя самого. Это ведь ты сам возвел идеал на пьедестал, пожил с данным мифом какое-то время, дождался, когда туман рассеялся, и увидел наконец реального человека рядом.
— Раз уж вы сами перешли на личную тему, то не могу не спросить о вашем расставании с актрисой Равшаной Курковой, с которой вы были вместе четыре года. Отчего не боролись за отношения?
— Боролись. Но, наверное, работа нас победила. Но за прожитые открыто, без всякой фальши и игры годы не стыдно, и их не жалко. Это как раз была любовь с первого взгляда — встретившись, мы уже больше не расставались. Но, видите, в итоге не справились. Безусловно, после краха любых взаимоотношений надо обязательно проанализировать их, сделать работу над ошибками, чтобы в дальнейшем не наступить на грабли.
— Просторы Интернета пестрят вашими фотографиями с различными девушками. И журналы часто характеризуют вас как сердцееда…
— Это совсем не так. Когда я нахожусь с кем-то в отношениях, то не позволяю себе прыгать из стороны в сторону. То есть, стоя на прочных рельсах, уже двигаюсь избранным маршрутом. Это не значит, что я себя ограничиваю жуткими усилиями, просто сконцентрирован на одном человеке. И я последователен до конца. Но когда наступает финал, я иду дальше. И каждый раз искренне, с уважением отношусь к девушке, находящейся рядом. Даже если рядом мы остаемся недолго. Поэтому и не прячусь от фотографов.
— Уже больше полугода длится ваш роман с Надеждой Сысоевой из Comedy Woman. Как я догадываюсь, вы виделись на разных светских раутах и как таковой первой встречи у вас не было, верно?
— Да, мы пересекались на мероприятиях, видели друг друга издали, так что успели присмотреться. (Улыбается.) Знаете, «химия» ведь либо возникает, либо нет, и бессмысленно разбирать эту формулу. Главное, что если что-то рождается, то внутри появляется магнитик, который тебя тянет к конкретному человеку.
— СМИ пишут о вашей скорой свадьбе…
— Это их работа — подогревать общественность и ради увеличения тиража выдавать желаемое за действительное. Периодически меня пытаются поженить на девушках, некоторых я даже не знаю, я уже к этому привык. (Улыбается.) Мы с Надей не обсуждали тему женитьбы.
— Ну посмотрим, как дальше будут развиваться события… Расскажите лучше, чем таким особенным вас Надя зацепила?
— Я, как и большинство мужчин, ловлюсь на одну приманку — женственность. Это наиважнейший ингредиент в коктейле, который можно преподнести мужчине. И Надя необыкновенно женственна во всех своих проявлениях и в самых разных ситуациях действует так, как, по моим представлениям, должна себя вести истинная леди. Она умеет полагаться на мужчину, который находится рядом, доверяет ему, не задавая лишних вопросов. Она искусно делает вид, что предоставляет своему мужчине роль первой скрипки. Надя в достаточной мере гибкая, но при этом всегда имеет собственное мнение и, если требуется, его обязательно отстаивает. Кроме того, она обладает еще одним качеством, которое меня в женщинах обезоруживает, — целеустремленностью. Увы, девушки нередко хромают по этой части, предпочитают полагаться на обстоятельства, на своих мужчин, и это тяжелое бремя для того, кто рядом. Такие дамы напоминают милых домашних кошечек или маленьких бесполезных собачек, которые настойчиво требуют, чтобы их покормили, причесали, приласкали… Уверен, что это быстро надоедает. По счастью, мне удавалось обходить таких стороной. Мне нравятся те, которые горят какой-то идеей, проявляют активное любопытство к жизни в деловой сфере или творческой. Развивающаяся личность, которая знает, в какой точке пути она находится и куда идет дальше, всегда интересна. Надя, кстати, именно такая. Очень волевая, несмотря на мягкий сценический образ. Только представьте — она приехала из Красноярска и в столице тут же оказалась в одном из самых крупных телевизионных проектов, честно отстояла свое право в нем участвовать.
— Очевидно, в бухгалтеров вы никогда не влюблялись…
— Тут вы не ошибаетесь! И бывшая жена Полина, с которой мы прожили двенадцать лет, художник, дизайнер одежды по образованию. Сейчас она тоже рисует, делает удивительные украшения. С Полиной мы ровесники, поженились в двадцать три года. И весь период нашего брака я ей не изменял, не смотрел на сторону, поэтому, когда мы развелись, около года не мог подойти ни к одной девушке — элементарно разучился ухаживать. (Улыбается.) Возможно, мы с Полиной слишком рано стали супругами и поэтому довольно быстро потеряли контакт, который необходим, чтобы быть вместе. Каждый из нас стал развиваться в свою сторону. Но я благодарен Полине, что у нас сохранились дружеские, гармоничные, теплые отношения. Хотя врагами я ни с кем не расставался. Нужно как-то адекватно оценивать прошлое и оставаться на волне позитива.
— От первого брака у вас две практически взрослые дочки: семнадцатилетняя Василиса и пятнадцатилетняя Яся. Какие таланты вы уже в них замечаете?
— Василиса учится в художественном колледже РГГУ. У нее пока довольно минималистичный стиль, она много фотографирует, это ее способ самовыражения. У Ярославы же в живописи скорее фантазийные сюжеты… Это красочное отражение ее внутреннего мира. Обе они папины дочки. В каждой нахожу какие-то свои черты, и это невероятно приятно!
— Вы учились в Академии управления, позже повышали квалификацию в Великобритании. Наверняка качественное образование хотите дать и своим детям. Какие мысли на этот счет?
— Я демократичный папа, лишь высказывающий свою точку зрения. Отдаю себе отчет, что не могу корректировать чужую индивидуальность, и никогда дочерей не ограничиваю. Я им доверяю в выборе профессии. Причем мне кажется, что я буду достаточно лояльно оценивать и их парней. (Улыбается.) Но это мы забегаем вперед, пока же Василиса серьезно занята учебой, конным спортом. А Яся закончила музыкальную школу по классу народного вокала, играет на аккордеоне, но видит себя в дальнейшем не певицей, думает о работе в кино.
— А вы виртуозный режиссер своей судьбы. У вас такая плотность событий на единицу времени!
— Пока рано подводить итоги, но я, бесспорно, благодарен Богу за все, что мне удается в жизни сделать. Надо признать, я не из тех везунчиков, к которым деньги липнут. Я их зарабатывал всегда тяжело, трудясь иногда по восемнадцать часов в сутки, но обогащение как таковое не являлось моей задачей. Мне всегда в кайф то, что я делаю в тот или иной момент времени. Люблю открывать новые направления. Например, с большой радостью пробую себя сейчас в качестве педагога в школе бизнеса МГИМО, мне приятно делиться опытом, одновременно систематизируя знания, полученные мной за всю жизнь. А вот книжных догм я стараюсь избегать, пользуясь личными наработками.
— Это и неудивительно: вы совершенно не утратили юношеской подвижности во всех смыслах этого слова…
— Именно, у меня полное ощущение, что все еще впереди. Живу планами на будущее. Я договорился со своим возрастом — сорок шесть лет для меня гораздо гармоничнее, нежели, например, двадцать шесть. Появилось больше осознанности, а драйва точно не меньше. И я не представляю себя бездельничающим на пенсии.
— Если бы кому-то в голову пришла идея экранизировать жизнь художника Льва Бакста, вас вполне можно было бы пригласить на главную роль: вы немного похожи внешне, и он тоже был большим модником… Внешнему виду вы уделяете пристальное внимание, верно?
— Конечно, нельзя гнаться только за содержанием, пренебрегая формой. Важен и дизайн твоего дома, и твой образ, и продукт, который ты создаешь. Воспринимается же все комплексно. Одежда, как и речь, важный способ само-выражения.
— Не могу не спросить о покойном Майкле Джексоне, которого именно вы, с партнерами по бизнесу, первым привезли в далеком 1993 году в Москву на полноценный концерт в рамках мирового тура…
— Да, мне тогда было всего двадцать три года, и во многом этот проект кардинально поменял всю мою дальнейшую жизнь, став некой ступенькой, вехой на моем пути. Несомненно, эта затея была связана с большими финансовыми вложениями, риском, так как в ту эпоху люди не особенно тратились на билеты, на концерты вообще не ходили. Бесспорно, мы значительно потеряли в деньгах, но затоприобрели бесценный опыт. Горжусь тем, что мы это сделали. Ну и, конечно, у меня остались свои теплые воспоминания о певце.
— И каким он был?
— Король поп-музыки держался ото всех на гигантской дистанции, прятался в свою ракушку. Cлава сделала из него явного социопата. В повседневности он выглядел тихим, но стоило ему подняться на сцену — как будто выключатель срабатывал и энергия била через край! Вообще я не случайно взялся за этот проект — меломаном был с раннего возраста. Отец из всевозможных своих поездок по миру привозил виниловые пластинки, и у меня была редкая по тем временам возможность слушать хороших исполнителей в превосходном качестве. Причем внутри любого стиля я научился находить близкое себе. В моей машине нередко играет классика: гениальный Чайковский, Бетховен. Но и электроника и хип-хоп — тоже не редкие фонограммы дня. Любовь к музыке вела меня и дальше. В 1995-м я возглавил Станцию 106,8 (впоследствии Станция 2000), которая пять лет была флагманом молодежной музыкальной культуры не только в России.
— И далее вы двигались по нарастающей…
— Потом я руководил дирекцией музыкального вещания Первого канала, участвовал в запуске «Фабрики звезд», других крупных проектов, а после был главным редактором телеканала MTV, невероятно популярного на тот момент в молодежной среде. Эта работа была прекрасна, как и команда людей, талантливых и увлеченных, с которыми мне повезло работать. Еще одна работа мечты — олимпийские церемонии, которыми я занимался более пяти лет в качестве вице-президента олимпийского оргкомитета. От этого проекта дистанцировался лишь в пользу киноконцерна Главкино, за полтора года до Сочи, когда был поставлен перед таким выбором. Безусловно, кино, однажды войдя в мою жизнь, уже никуда из нее не уйдет. А в настоящий момент я уже стою у истоков нового проекта, но о нем пока не хотел бы говорить — рано.
— А как вы, трудоголик, себя балуете?
— Лучший для меня отдых — это спорт. Бег, мотокросс, ролики, скейт, горные лыжи. Люблю массаж. Качественная кухня — тоже удовольствие своего рода, хотя питаться я стараюсь правильно. Например, не ем мясо, хлеб.
— Напоследок спрошу, что означает татуировка на вашей руке?
— Дракон и карп — сильные китайские символы. Карп — символ умения достигать цели. Эта рыбина во время нереста по несколько сот километров проплывает, преодолевая самые невероятные препятствия. Ну, а дракон — герой, воин. Говорят, татуировка передает хозяину свои сильные качества. Не отказался бы. (Улыбается.)