Александра Ребенок недаром носит мужское имя. Характер у нашей героини тоже отнюдь не сахарный. Впрочем, благодаря ему Саша и добивается поставленных целей, не теряя при этом своей индивидуальности и шарма. Когда-то она считала, что никогда не свяжет судьбу с коллегой. И тем не менее стала женой другого признанного дарования — актера Студии театрального искусства Алексея Верткова. Так что нам было о чем поговорить.
— Александра, вы признавались, что придаете большое значение внешнему облику, одежда является вашим вторым «я», и многочисленные фото подтверждают, что вы склонны к оригинальности. Это все от мамы — модельера-технолога?
— Вероятно. Мама с коллегами трудилась еще в эпоху дефицита, и, создав свое ателье, они помогали советским женщинам добавить к своему стандартному гардеробу что-то интересное, грамотно миксовали уже имеющиеся костюмы. Мне повезло. Хороший вкус мама старалась прививать мне с детства, шила красивые платья, которые отличались от магазинных. В будущем мне это очень пригодилось. Мне легко выбирать одежду, я получаю от этого удовольствие, причем совершенно не являюсь шопоголиком. Не люблю тренды — они имеют свой сезонный срок. В основном покупаю вещи в поездках по Европе или Америке, где качественные фли-маркеты, винтажные магазинчики, отличные модели (даже масс-маркет) и суперсейлы на люксовые бренды. Я предпочитаю микс: смесь винтажных вещей, масс-маркета и тяжелого люкса. Наверное, потому что у меня не было бабушки со старинными шкатулками с брошами и ретроплатьями, мне нравится винтаж, в нем есть история, но туфли обязательно должны быть дорогими! Кстати, недавно мне поступило предложение: создать совместный дизайнерский бренд — будем разрабатывать одежду для школьников.
— Вы по знаку зодиака Телец. Но Тельцы еще и отличные хозяйки, умеющие красиво оформить дом, без проблем ведущие бюджет, кулинары великолепные…
— Ну к умению готовить все-таки надо прийти. Лично я максимально долго от себя это отталкивала. Как, впрочем, и семейную жизнь, комфорт, уют собственного дома… Наоборот, одно время я с легкостью сдала свою квартиру и стала перемещаться по съемным московским пространствам. Я жила на Чистых прудах, в Замоскворечье, потом несколько лет в переулке возле сада «Эрмитаж», но самый любимый район — это Патрики. А еще я обожаю жить в отеле — мне нравится шампанское в номере по приезде и сама атмосфера: в ней есть привкус новых впечатлений, неизвестности… Но из любого путешествия рано или поздно приходит желание вернуться в свой дом.
— Вас это настигло в прошлом году, когда вы вышли замуж за коллегу — Алексея Верткова, актера Студии театрального искусства Сергея Женовача…
— Да, и, между прочим, то, что еще лет пять назад я бы назвала скучной бытовухой, теперь приносит мне удовольствие. Понимаете, все в нашей голове. Если ты придумал себе серый, тягостный мир, то его таким и будешь воспринимать, несмотря на имеющиеся альтернативы. Я теперь с радостью погружаюсь в домашние дела. Например ремонт. Это страшное слово оказалось очень творческим занятием. Весь дизайн-проект я придумала сама. И опять же нет конкретного стиля — авторский шебби-шик: очищенный кирпич, старые высокие двери, окно в ванной комнате и кино на видеопроекторе на всю стену. Теперь у меня есть место, где все так, как я люблю, и где мне хорошо. Точнее, нам хорошо.
— Еще несколько лет назад вы утверждали, что никогда не вступите в серьезные отношения с мужчиной своей же профессии, но съемки фильма «До свидания, мама» соединили вас с будущим супругом…
— Вот так, получается, что клад зарыт в том самом месте, где и не ищешь! (Смеется.) Оказалось, что актер — самый понимающий тебя человек. Это, конечно, шутка. Профессия здесь совсем ни при чем, это просто индивидуальное Лешино качество. Важно, чтобы дом был домом, а не сценой или съемочной площадкой. И рядом человек, который тебя защищает, наполняет, поддерживает, верит в тебя как никто другой. Когда муж из той же среды, ему не надо объяснять, что такое нелегкий репетиционный период, почему на два месяца надо уехать в другой город на съемки, и это вовсе не означает, что любви конец. А если ты, придя вечером, уставшая, не разговариваешь, это вовсе не признак того, что у тебя кто-то появился.
— Алексей Вертков — талантливый актер, обладатель множества наград, но что все-таки в нем было особенного для вас, что его выделяло среди других?
— Ну, свои основные награды он получил, когда мы уже были вместе. (Улыбается.) Вообще с Лешей мы знакомы давно, но связала нас именно одна съемочная площадка пять лет назад. Он очень творческий человек, харизматичный. Я его уважаю как профессионала, а вот не могу сформулировать, за какие качества я выделила Лешу… Я просто захотела, чтобы он был счастлив. И это чувство оказалось взаимным. И еще для меня очень важны взаимопонимание, готовность к компромиссу, уважение к личному пространству. И если муж не хочет пойти со мной на вечеринку, в кафе или на премьеру — нет проблем! Я с удовольствием схожу одна. Надену красивое платье, выпью бокал вина, узнаю все последние новости и вернусь в родные стены.
— И традиционную свадьбу вы тоже устраивать не стали…
— Да, свадебного торжества в широком смысле слова у нас не было. Только близкий круг, без тамады и конкурсов для гостей. В нашем случае это был подарок родителям. Оказывается, они очень переживали и ждали нашей свадьбы больше, чем мы. Так что мы все устроили в легком режиме ни к чему не обязывающего праздничного обеда после похода в загс, без долгой вечеринки и оповещения прессы. Знаете, я столько раз выходила замуж в кадре, что в реальной жизни всего этого изобилия не захотелось. (Улыбается.)
— Есть ли у вас с Алексеем совместная стена славы?
— Нет, и вряд ли мы ее создадим. Многие призы у нас стоят еще даже не распакованные. Быть может, если самооценка начнет снижаться, тогда мы и достанем наши сокровища и будем развешивать по стенам. (Улыбается.)
— А какие вещи вас вдохновляют в жизни?
— Сама жизнь. Правда, когда у меня плотный съемочный период или напряженные репетиции в театре, я закрываюсь и сосредоточиваюсь только на работе. Что-то найти для сцены в моем случае возможно лишь в келейном существовании. Но в свободное время я путешествую. Поездки меня наполняют, восстанавливают силы. Хорошо, что Леша тоже любит приключения. Вместе мы стали ездить на машине по миру. Составляем маршруты, например, по Флориде, от Сент-Питерсберга до маленького острова Кей Вест, или по Франции, от Страсбурга через озеро Анси на север, к острову Иль-де-Рэ. У нас много приятелей по всему миру, с которыми мы когда-то познакомились в своих путешествиях. А еще меня вдохновляют подвиги предыдущих поколений. Когда ты понимаешь, что пользуешься тем, что кто-то когда-то сам придумал и создал, когда смотришь на шедевры мирового искусства… да, это впечатляет.
— Вы действительно всегда умело заполняли творческие паузы. Например, поездками с Александром Петлюрой и его перформансами по Европе!
— Меня вообще интриговал наш андеграунд восьмидесятых и девяностых! А еще оказалось, что в Европе Петлюру, да и не только его, знают больше, чем у нас. А какая у Саши великолепная коллекция русской моды советских времен, вообще всего ХХ столетия! Это такая реальная энциклопедия. Даже музей.
— Органично ли для вас браться сразу за несколько проектов?
— Как-то мне показалось, что я тружусь не на полную мощь, и я решила, что буду спать меньше, работать больше, загружу каждый час своих суток. И подписалась на три сериала одновременно. Если бы это был полный метр или спектакль, то я бы просто не смогла это сделать, а тут попробовала и выжала из себя все соки. Я благодарна этому опыту, который продемонстрировал мне, как количество не лучшим образом сказывается на качестве. Потом, когда посмотрела эти работы, было очень обидно, что я пропустила какие-то важные моменты, что-то потеряла, недоделала. Нельзя быть везде, но это мое личное мнение. Когда актер рвется зарабатывать и соглашается на все, что ему предлагают, это банальная истерика. Надо быть избирательным, дозировать свое лицо в телевизоре. Уметь ждать или даже уйти на время.
— Вы в профессию пришли не вчера, но от вас остается ощущение свежего лица, вы редко даете интервью, не затасканы по телеканалам, разве что в сериале Валерии Гай Германики «Школа» ярко прозвучали…
— Я не рвусь в мейнстрим. Понимаете, ты либо есть, либо тебя нет. Если ты на всех глянцевых обложках и не пропускаешь значимых светских тусовок, это еще не равно тому, что ты есть. Я гораздо больше уважаю тех художников, которые уходят в тень, в какой-то момент времени осознав, что им нечего сказать. Лучше тихо сидеть в деревне, полоть грядки или на берегу моря писать книгу, чем в страхе одиночества или забвения имитировать движение, повсюду мелькать, сниматься и постить снимки в социальных сетях. Ну, у каждого свой путь… Что касается меня, я пока очень неудовлетворена собой в профессии. Хочется идти дальше, ставить высокую планку, открывать себя, бросать в неизвестное, но не терять индивидуальности.
— Не так давно на экраны вышел триллер «Невеста», к которому вы долго готовились, приучали себя смотреть фильмы в жанре хоррор…
— Да, это был очень крутой опыт. Мы с режиссером Святославом Подгаевским отправились в путешествие длиной в месяц. Самое интересное, что из этого жанра я вынесла: в триллере тебя не должно быть жалко, за тебя должно быть страшно. Причем есть пятьдесят оттенков страха, и это с точки зрения актерской профессии очень сложно. Теперь мечтаю о фантастике и об исторической костюмированной драме с погружением, но в стиле Тарантино. Мне бы очень хотелось. (Улыбается.) Но в любом случае будет то, что нужно сейчас именно тебе, как бы ты ни смешил бога своими планами.
— Читая вашу биографию, создается впечатление, что вы долго искали свое призвание…
— Девять лет я занималась рисованием. У меня были очевидные способности, я участвовала во многих конкурсах, даже побеждала, получала призы. Но при этом акварель, натюрморты, живопись на пленэре, лепка на меня наводили тоску. Я обожала монументальную станковую композицию, объемные формы. А параллельно я играла в детском музыкальном театре и обучалась музыке. Закончила колледж Галины Вишневской, кстати, мы были первым выпуском. Увы, но в данной сфере у меня не наблюдалось особой одаренности: пальцы не слишком длинные для фортепиано, и поначалу я с трудом доставала октаву. Кроме того, с вокалом тоже все было не очень. Я волновалась и переживала, когда на экзамены приезжала Галина Павловна, и надо было исполнить вокализ, романс, арию из оперы… Нет, я не фальшивила, но откровенно не дотягивала до настоящего оперного пения. Я прекрасный исполнитель на уровне караоке. Любопытно, что мы, почти весь первый выпуск Вишневской, удачно поступили в театральные вузы и стали драматическими артистами. Сегодня я рисую и сажусь за инструмент лишь по зову души, это как отдушина, своего рода хобби.
— В «Кризисе нежного возраста» вы играли маму сложного подростка. Но и сами тяжело переживали переходный возраст.
— Я была типичным подростком девяностых годов. Тогда еще не было такого количества приличных и недорогих кафе, парк Горького считался очень опасным местом — негде было собраться своей пубертатной тусовкой. Нам оставались квартиры без родителей, лестничные клетки, подвалы или чердаки жилых домов. Там и «качалки» устраивали, и музыкальные самодельные группы играли свои концерты. Было насыщенно. Мы сняли пионерские галстуки — вмиг все это стало ненужно, обесценилось. Соответственно, и авторитет предыдущего поколения был напрочь потерян в наших глазах. Мы вдохнули свежий воздух перестройки, и перемен требовали наши сердца. (Улыбается.) Наивно это было отчасти, но тинейджер всегда настроен революционно. Поэтому по меркам девяностых я была абсолютно нормальным подростком. В школе я успевала, но тогда совершенно немодно было учиться, сидеть дома с книжкой.
— Это время еще обычно связано с первой любовью, особенно когда речь идет о своенравной броской блондинке…
— Да уж, блондинке… К слову, заметила, что светлый цвет волос настраивает людей на более мягкое отношение: Сашенькой меня называют. А когда я однажды перекрасилась в жгучую брюнетку, все обращались ко мне строго: Александра. А что касается чувств, с раннего возраста я не испытывала недостатка внимания со стороны противоположного пола. Причем я не из тех, кто в гонке за идеалом выбирает некую типажность, когда один герой чем-то напоминает предыдущего. Я, наоборот, была коллекционером-гурманом, влюблялась в некий гений, яркую индивидуальность. С личным как-то я разобралась, а вот с профессией все давалось не так легко. Поступила я с третьего раза только, и в театр попала не сразу.
— Вы словно бы везде опаздывали…
— Куда я там опаздывала?! Я первая везде стояла. (Улыбается.) Меня просто не брали. Возможно, надо было выстрадать свое желание. Говорят, чем несчастнее ты в любви, тем счастливее в карьере. (Улыбается.) По-моему, ерунда это все. Я против того, чтобы в период подготовки к сложной роли приносить ее домой и мучить своих родных, а изрядно повампирив, отлично прорепетировать на следующий день. Или, когда нет работы, а тебе требуются эмоции, раскачивать вашу лодку любви и разбить ее вдребезги о камни быта. Я считаю, что между твоим делом и домом должна быть дистанция. Едва я переступаю порог квартиры, строго говорю себе: все забудь и иди готовь суп!
— А как в вашей жизни появился бег?
— Я заскучала в фитнес-клубе, где занималась уже пятый год. Хотелось чего-то более вдохновляющего. И пазл сложился: организаторы благотворительного фонда «Жизнь как чудо» попросили меня поучаствовать в забеге в рамках московского марафона, и я согласилась. Класс! Ты бежишь и при этом помогаешь людям. Теперь я занимаюсь бегом регулярно и стала попечителем этого благотворительного фонда. Недавно мы участвовали в аукционе Action Светланы Бондарчук, где лотами были короткие фильмы от известных режиссеров. Помогать может каждый, кто репостом в социальных сетях, кто бегом, кто фильмом, а кто — материально. Главное начать! (Улыбается.)
— Вы работали в качестве журналиста и ведущей на нескольких центральных телеканалах, нет стремления еще раз войти в эту воду?
— Пока не чувствую в этом необходимости. Но если такое и случится, то я вижу себя в роли интервьюера в авторской программе. Хотелось бы разговаривать с людьми, которые сами себя сделали. Мне всегда интересны истории о человеке из маленького поселка, который всего добился сам и стал миллионером. А если говорить о моем полученном опыте, то в общей сложности полтора года я провела на телеке, и это было здорово! Работая на телеканале «Культура», я познакомилась с Михаилом Угаровым и в результате ушла с канала в театр Doc. Знаете, не зря говорят: если хочешь узнать свой путь — сверни с него. Вот когда после института я не попала ни в один театр, то обиделась и свернула с него. В результате оказалась сначала в Doc, потом в Театре Наций, а сейчас я играю в одном из лучших театров страны — МХТ им. Чехова. (Улыбается.)
— Независимая вы девица…
— Заманчивых крючков полно, а какие иногда на них аппетитные червяки! Но нельзя позволять себя поддергивать. Охотников до рыбалки вокруг много, и надо суметь быть не карасем, а сомом, которым раньше в деревнях пугали детей. (Улыбается.) Это же единственная рыба, которая сама может утащить и погубить любого рыболова.