После торжественного прощания в театре имени Вахтангова, которому народный артист Советского Союза Юрий Яковлев отдал шестьдесят лет жизни, он будет похоронен сегодня на Новодевичьем кладбище. Там уже в 2007 некуда было приткнуться, но как же внутри пантеона российской династии не найти место для «царя Ивана Васильевича Грозного», которого мы себе представляем сегодня именно таким, каким его изобразил Юрий Яковлев в неимоверно смешном фильме Леонида Гайдая.
Колоритный облик легендарного героя анекдотов — поручика Ржевского из «Гусарской баллады» нам знаком тоже с его подачи. А были ещё — Ипполит из «Иронии судьбы», несуразный пацак Би из «Кин-дза-дзы» и считавшийся когда-то эталонно сыгранным князь Мышкин в экранизации «Идиота», снятого в далёком 1958-м году Иваном Пырьевым.
Есть вышедшие из актёрской среды талантливые администраторы, есть режиссёры и продюсеры, есть политики и бизнесмены. Но есть и те, кто не мог себя представить вне лицедейства. Таким был Юрий Яковлев, который не изменил профессии даже в самые тяжёлые девяностые. Конечно, странновато видеть имя всеобщего любимца в титрах фильма «Супермен поневоле, или эротический мутант» 1993-го года, но это время было такое, когда надо было просто выжить и накормить многочисленную семью, всех многочисленных отпрысков, которые тоже рвались (да и сейчас ещё рвутся) на сцену, вдохновлённые его примером. Согласен, безусловно не все фильмы, в которых он снимался, стоит упоминать, но это не его вина и не его прихоть, потому что актёр — профессия зависимая. Актёр не может не играть, потому что ничего более делать не умеет. Однако даже одной роли из четырёх перечисленных в начале этого текста достаточно, чтобы написать на надгробной плите: «Здесь покоится Юрий Яковлев — артист милостью Божьей»…