Центр «Сестры» основан в 1994 году группой женщин, которые осознали, что пережившие насилие люди нуждаются в конкретной профессиональной и психологической поддержке. На вопросы отвечает руководитель центра Мохова Мария.
— Мария, какая основная задача вашего центра, чем он занимается, можете сформулировать?
— Основная задача центра — помощь людям, пережившим сексуальное насилие. Мы хотим, чтобы пострадавшие вновь обрели веру в свои силы, достоинство, снова стали управлять своей жизнью. Специалисты центра оказывают бесплатную и анонимную помощь людям, независимо от их пола, возраста, социального положения, вероисповедания. У нас есть группы поддержки, консультации психолога, юриста, социальная помощь, образовательные программы.
— Скажите, почему все-таки женщина, живущая с насильником и домашним тираном, терпит долгие годы насилие над собой? Может, это связано с психикой или подсознательным желанием женщины подчинятся мужчине?
— Понимаете, здесь нельзя ответить однозначно на этот вопрос, но попробую привести примеры. Например, есть семьи, которые после развода продолжают жить вместе в одной квартире, потому, что нет возможности разъехаться, но никто никого не избивает. Так разводятся люди интеллигентные и цивилизованные, у которых ни о каком насилии и семейной тирании не может быть и речи. Но есть случаи, когда приходит поздно ночью домой пьяный муж и начинает избивать жену, а в соседней комнате спят маленькие дети. Возникает вопрос: «Куда ей бежать?» Она прибегает в полицию написать на мужа заявление, а ей говорят: «Эка невидаль. Муж бьет жену. Вот когда убьет — приходите». И она забирает заявление, уходит, молча глотая слезы, потому что вынуждена как-то жить, воспитывать детей. Потому что мама говорит: «Ну что делать доченька, надо терпеть. У вас семья, вы взяли ипотеку, а он один нормально зарабатывает, а если ты останешься одна с детьми, ты не выживешь». Поэтому вопрос, все ли в порядке с головой у женщин, терпящих насилие, тут не уместен.
— Как в этой ситуации быть. Что женщине нужно сделать?
— Очень многие женщины, пережив первый раз акт агрессии, ищут причину, почему она виновата. И этим анализом занимаются все: и ее родители, и родители мужа. Все вовлечены в процесс того, что она должна делать, чтобы муж ее больше не бил. И каждый раз она думает, что он сегодня ее не изобьет, потому что она убрала квартиру, приготовила ужин, уложила вовремя детей спать. Но происходит как в том анекдоте: «Жена, включи свет, жена выключи свет. Ты кому сигналы подаешь?» Дело не в том, какая у нее психика, а в том, что насильник постоянно добивается власти и контроля в своей семье. Пока мы не поймем, что изменяя жертву, мы не меняем насильника, ничего не измениться. Женщина должна понять, что как бы она себя не вела, муж будет добиваться ее подчинения любым способом. Если она не придет вовремя к специалистам, ей никто не сможет помочь.
— Что ваш центр делает для таких женщин?
— Весь мир обсуждает вопрос, почему жертва должна уходить из дома. Забирать нужно насильника и работать с ним. А потом, по результатам работы, решать, возвращать ли его обратно в семью или нет. А у нас чаще всего убегают жертвы с детьми, потому что насильники — ответственные квартиросъемщики, а жена сидит с маленьким ребенком и у нее нет денег, чтобы снять жилье.
Но не нужно забывать, что у нас есть 16 тысяч женщин, которые сидят в пермской тюрьме за убийства своих мужей и сожителей. Американские журналисты, посетившие эти тюрьмы, услышали из уст женщин личные тяжкие истории. Большое количество женщин, которые скрывают от врачей свои побои и терпят унижение, предпочитают калечится и скрывать, потому что стыдно, неудобно из-за огласки перед соседями, сослуживцами. А потом, когда сил терпеть больше не остается, женщины хватаются за ножи, топоры, чугунные сковородки и убивают своих благоверных.
А нужно было вовремя идти в кризисные центры, писать заявления в полицию, обращаться в общественные организации, работать с психологами, потому что домашнее и сексуальное насилие — это система поведения, которая развивается долго. И важно, чтобы женщина поняла, в какой системе она живет. Если вас бьют, тотально контролируют, насилуют, унижают, важно перешагнуть стереотип и понять, что это не вынос сора из избы, а ситуация, в которой нужно срочно обращаться за помощью! И чем дольше эта ситуация будет развиваться, тем сильнее будет следующий акт насилия.
— Работаете ли вы с детьми в таких семьях?
— Всем детям, пережившим и увидевшим насилие в семье, без сомнения, нужна помощь. Этим занимаются наши квалифицированные психологи. Когда им по 10−12 лет, они очень активно солидарны с мамой, которая была побита, они ее жалеют, говорят о своей любви. В 14−15 лет мальчики уже пытаются противостоять отцу, а к 18 годам они перенимают стереотип папы и такое же отношение, где мужчина постоянно бьет женщину. Также у многих детей есть желание скорее вырасти и отомстить своим отцам за маму, за свое унижение. Их поведение нуждается в коррекции и, говоря о защите детей, нужно скорее начать действовать в этом направлении. Часто, не получив помощи, пострадавший может получить искажение личности, что приведет его на путь правонарушений. Маленький человек не в состоянии справится со стрессом, который на него обрушился.
— Молодые девушки часто не понимают, кто есть кто, путая любовь с увлечением, не отличают ревность от будущей тирании и закрывают глаза на многие недостатки мужчин. Дайте совет, как не связать свою жизнь с тираном?
— Для молодых девушек есть такой специальный тест: определи, кто твой парень. Будет ли он в дальнейшем добиваться контроля над тобой? Захочешь ли ты дальше жить с человеком, который привык решать проблемы кулаками. Если началась патологическая ревность, необоснованный гнев по разному поводу до того, как вы поженились, он поднял руку, то однозначно с таким человеком нельзя связывать судьбу. Говорят, что после ссоры хороший секс. Но когда у вас выбиты зубы, сломаны ребра, вырваны волосы, поверьте, вам уже будет не до секса. Потом он начнет бить вас на глазах у детей, ломая им жизни. Один раз насильник — навсегда насильник.