Выстраивание личного бренда — непростой процесс, который требует моральных и материальных вложений. Именно поэтому невозможно спокойно отнестись к хайпу в интернете, который построен на вашей собственной популярности. Он морально задевает публичного человека, порочит его честь и достоинство. Рассмотрим, что такое хайп и как бороться с этим явлением с точки зрения закона.
Что такое хайп?
Скандалы, публичные ссоры, неприемлемое поведение на публике — все это стало привычным для современного общества. Блогеры и другие популярные персоны выкладывают такие ролики публично с целью получить больше комментариев, реакций и увеличить свою популярность. Все это обозначают модным словечком «хайп».
Этот социальный феномен пытаются понять социологи, психологи, блогеры. Пожалуй, самое разумное объяснение явления — стремление разнообразить жизнь, создать иллюзию своей уникальности, завоевать популярность и, возможно, заработать на ней деньги.
Если же публичный человек становится жертвой хайпа, ему стоит позаботиться о защите своего доброго имени. Благо, законодательство предусматривает ряд инструментов для этого. Рассмотрим, какими законными мерами можно бороться с хайпом.
Защита чести и достоинства публичной личности с точки зрения закона
Гражданский кодекс РФ в ст. 152 дает инструменты для защиты чести, достоинства и деловой репутации. Гражданин вправе требовать через суд опровержения сведений, которые порочат его имя.
Если суд удовлетворит требование истца, человек или организация, распространившая ложную информацию, должны удалить ее и написать опровержение. Также, в соответствии с ч.9 ст.152 ГК, жертва хайпа вправе потребовать компенсацию морального вреда.
Срок исковой давности по таким делам составляет один год, если ложная информация была опубликована в СМИ. Во других ситуациях гражданин может обратиться в суд в любое время.
Что делать, если распространитель ложной информации неизвестен? В таком случае стоит добиться признания ее недействительной. По требованию Роскомнадзора ложные сведения заблокируют в Сети и удалят из поисковой выдачи.
Ответственность за хайп на чужом имени
Законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за распространение ложных сведений и клевету.
Административный кодекс также предусматривает меры ответственности за публичное оскорбление, унижение чести и достоинства человека. Штраф для физических лиц составляет 3000 — 5000 рублей, для должностных лиц — 13—50 тысяч рублей. А юридическое лицо может быть оштрафовано на полмиллиона рублей.
Уголовный кодекс РФ предусматривает еще более жесткое наказание за публичное распространение клеветы:
— штраф до 5 млн. рублей;
— обязательные работы на срок до 480 часов.
Судебная защита — самый эффективный способ избавиться от хайпа на своей популярности и защитить личный бренд. Стоит помнить: в этом вопросе законодательство на вашей стороне. Важно при этом учесть такой момент: суд может удовлетворить требования о защите чести и достоинства в случае, если хайповая информация распространяется в форме утверждения. Сведения, которые распространяются в форме мнения, не подлежат судебной защите. Исключение — информация, которая преподносится в оскорбительной форме.