Отрицать существование интуиции невозможно. Многие так или иначе сталкивались с внезапным озарением: сегодня будет важный звонок, не стоит идти на вечеринку, хотя уже на полпути… Ученые, психологи, люди искусства и все мы с вами давно пытаемся понять, что за этим стоит.
Самое интересное в дискуссии про интуицию, где же она находится — внутри нас или снаружи. Существуют две принципиально разные точки зрения.
Одна из гипотез — особенности мозговой деятельности как тот самый «внутренний источник». Левое полушарие отвечает за логику, а вот правому мы как раз обязаны творчеству и интуиции. Предчувствие — это тоже своего рода «креатив», то есть умение обнаруживать новые связи и закономерности между уже существующими фактами. Получается, что интуиция сродни творческому мышлению — это способность генерировать что-то новое и парадоксальное, на первый взгляд необъяснимое. Как раз поэтому многие объясняют проявления «шестого чувства» высшими силами и мистикой — столь немотивированными и беспричинными они кажутся на первый взгляд. Но на самом деле это мозговая деятельность: обработка сигналов от всех органов чувств, логика плюс накопленный жизненный опыт.
То есть работа предчувствия чем-то напоминает data science: выводы мы делаем на основе обработки большого массива данных. Но как же тогда объяснить внезапные озарения, когда времени на принятие решения и аналитическую работу очень мало? Еще один ресурс нашего мозга — умение быстро выделять главный признак предмета. Говоря простым языком, срабатывает принцип «встречают по одежке», то есть на основе внешней картины. Именно так следователь может выдвинуть правильную версию, едва увидев место преступления, а бизнесмен — понять при первой встрече, что деловой партнер ненадежен.
Все же это не единственная точка зрения на механизмы предчувствия. Существует предположение, что предвидение основано на данных, поступающих извне, из некоего информационного поля. Если мы вдруг настраиваемся на него и попадаем с ним в резонанс, то получаем возможность считывать его сигналы.
В психологии расстановок используется феномен замещающего восприятия, когда человек черпает некие знания из того самого общего информационного поля. Звучит «магически», но сторонники гипотезы говорят о повторяемости подобных проявлений, своего рода системе, которую официальная наука еще не научилась объяснять.В обычной жизни мы глушим его потоком наших мыслей. Можно создать особые обстоятельства, чтобы интуиция «заговорила».
Еще один вопрос ребром — половая предопределенность интуиции. Есть точка зрения о том, что способность к чувственному восприятию мира и филигранное владение эмоциональным интеллектом традиционно считается отличительными женскими чертами. Кто-то и вовсе считает что это миф. А сторонники теории пытаются выяснить, почему у прекрасного пола лучше развита способность к эмпатии, состраданию, пониманию оттенков настроения и предвидению.
Некоторые считают, что всему виной особенности женского мозга. По одной из версий, у мужчин активнее протекают процессы внутри полушарий, в то время как у женщин ярче выражена связь между ними. Кто-то ставит во главу угла материнский инстинкт: даже те, у кого нет детей, испытывают на себе его влияние, заложенное природой. Забота о потомстве порой требует молниеносной реакции, и поэтому мозг учится генерировать неожиданные связи.
Еще существует предположение о связи предвидения с первобытными функциями женщин и мужчин. Последние выходили на охоту, были физически сильнее и нуждались в прямоте, присущей бойцам. Первые же испокон веков компенсировали недостаток физической силы и невозможность добиться желаемого «ударом по морде» хитростью и способностью к иносказаниям.
Нам знакомы выражения язык любви, язык вражды. У подсознания тоже есть свой язык.
Язык сновидений
Тема вещих снов будоражила человечество еще на заре его истории. Знаменитый трактат «О предсказаниях во сне» принадлежит перу древнегреческого философа Аристотеля. Да, порой это кажется банальным, но сны действительно могут обобщить нашу картину мира, помочь прийти к нестандартным выводам. Накопленные во время бодрствования образы причудливым образом соединяются во снах, ведь в это время тоже идут мыслительные процессы, мозг не отключается. Так возникают совсем неожиданные и на первый взгляд бессвязные комбинации мыслей.
Есть и еще одна, опять же, внешняя концепция пророческих сновидений. Во время сна затихают бесконечные информационные потоки, в которых мы вращаемся. В эти моменты возможно настроиться на контакт с тем, что больше отдельного индивидуума, расширить рамки своего сознания.
В 2014 году интересное исследование провели Милан Валяшек и Каролин Уатт из Университета Эдинбурга в Британии. Они пытались обнаружить взаимосвязь между так называемым «магическим мышлением», склонностью к мистическому мировосприятию и верой в вещие сны. Она не была установлена — оказалось, что это явления разного порядка.
Постоянно проводятся многочисленные исследования пророческих сновидений. Их диапазон очень широк: от социологических и демографических — влияния возраста, пола, происхождения и образования до применения «тяжелой артиллерии» — математической статистики и теории вероятности.
Это широкое поле для изучения. Оно не менее притягательно для гуманитариев и деятелей искусства. Многие помнят разборы сновидений Родиона Раскольникова из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Подростку такой литературный анализ может казаться казаться «притянутыми за уши», но с возрастом и накопленным жизненным опытом мы понимаем, что это вовсе не беспочвенно. Метафизика сна пронизывает всю мировую культуру. Один из ключевых мотивов творчества культового режиссера Кристофера Нолана — взаимовлияние сновидений и реальности.
Эта же тема прослеживается и в современной отечественной литературе. Главная героиня романа моего романа «Ева и ее братья» через причудливые увиденные ночами сюжеты обнаруживает связь со своим прошлым, со своим народом. Только через сны главная героиня шаг за шагом осознает свою принадлежность к еврейскому миру. Это соответствует моему мировоззрению, поскольку я как психолог специализируюсь в том числе и на методе расстановок, то есть разбора семейных родовых сценариев и их влияния на жизнь конкретного человека. Через сны осуществляется «подключение» к коллективному бессознательному.
«Логика сна» наяву
Помимо самих сновидений, иногда и в реальную жизнь вклинивается логика сна, мистического реализма. Будто проживешь не обычный день, а попадаешь в рассказ Хорхе Луиса Борхеса. То, что кажется нам совпадениями или дежавю на самом деле может означать синхронизацию с нашим подсознанием.
Язык тела
«В груди заныло от мыслей», «ноги сами понесли» — такие «физиологичные» описания наших решений нередко встречаются не только в литературе, но и в быту. Иногда в своих действиях мы руководствуемся необъяснимым телесным позывом, почти рефлексом. Такое не до конца осознанное и понятное «знание словно из ниоткуда» — одна из форм интуиции. Нередко знаки подсознания приходят «на ощупь», путем осязания — мы «считываем» информацию по «бугоркам на коже», изгибам тела. Нередко одним из важных сигналов выступают и запахи.
Ну и наконец, осознания могут возникнуть во время особо трепетной ситуации — физической близости между влюбленными.
Тревога
Безрассудное чувство необъяснимой тревоги, когда «сосет под ложечкой», часто становится руководством к действию, дает ответы на вопросы. Мозг словно считывает коды из нулей и единиц, витающие в воздухе, и объединяет их в некий алгоритм. Кажется, что беспокойство не имеет причины, но на самом деле она лежит очень глубоко и еще «отрефлексирована», но уже воспринята организмом как сигнал. Тело срабатывает первее души, вызывая учащенное сердцебиение, холодный пот, сбивчивость речи, подергивание века или просто «холодок» внутри.
Предметы
Бывает, что наше подсознание выхватывает определенный предмет из общего фона и понимает: он не походит на все остальные. Возникает почти что иррациональная тяга его взять, потрогать, изучить. Внезапные находки — типичный мотив триллеров и хорроров. К ним относятся, например, книги с предсказаниями, браслеты с именем убийцы.
В жизни мы порой тоже тянемся к важным к неким особенным, символическим предметам. Этим можно объяснить, например, использование талисманов, подкладывание денег под подушку или монетки в носок перед экзаменом. Иногда кажется, что определенная вещь помимо своего основного предназначения несет в себе какую-то важную дополнительную информацию.
Видения
Такое случается нечасто, в самые странные, можно сказать пограничные моменты, когда речь идет о жизни и смерти, а счет поставлен на минуты. Такие «знаки» судьбы и считывающее их подсознание — явление исключительное. Они не могут быть рядовыми событиями, иначе ценность теряется, человек отказывается замечать подобное и считать это «знамением». Их можно списать на психические расстройства. Многие помнят фильм «Сияние» Стенли Кубрика, где мальчик в своем воображении видит страшные картины, например, залитый кровью лифтовый холл. Нельзя сказать однозначно — мистика это или понимание ребенком назревшего кризиса в семье и нестабильного состояния отца. Возможно, подобные образы возникали перед глазами мальчика, потому что в силу своего возраста он был не мог объяснить словами опасения относительно поведения взрослых.
Интуицию и порожденные ей инсайты можно описать как например, круговорот воды в природе или формирование галактик из космической пыли. Обрывки психологической и ментальной энергии, разрозненный опыт накапливаются, сгущаются и превращаются в информацию. Она возвращается к человеку в виде неожиданных откровений.