На книжных прилавках и в Интернете появилось много книг и статей о том, как здорово бросить надоевшую службу и уехать в Таиланд — открывать студию йоги. Или взять и поменять сферу деятельности: из экономиста превратиться в стилиста, из бухгалтера в дизайнера, а из скучного менеджера в ведущего свадеб. Но никто не говорит о том, насколько часто подобные решения оказывались неудачными. Что вовсе не всем и не всегда необходимо менять профессию. Что в работе «на дядю» нет ничего стыдного. На самом деле карьера — это не обязательно свой бизнес или руководящая должность в компании. Бросать все и уходить на вольные хлеба — не всегда хорошее решение. Аработа до седьмого пота никому еще не приносила счастья и богатство. Теперь об этом — более подробно.
МИФ 1. Работай, как лошадь — успех гарантирован.
Лучше всего этот миф раскрывает анекдот: «Лошадь больше всех пахала в колхозе, но председателем так и не стала».
Для того, что бы достичь карьерных высот, совсем не обязательно демонстративно вкалывать, выслуживаться и просиживать штаны на рабочем месте с девяти до девяти. Браться на все проекты подряд, бросаться на амбразуру по любому поводу — тоже вовсе не шаги к желаемой должности. Ваша задача — делать ровно столько, сколько от вас требуют. И следить за тем, что у вас хватает рабочего времени на выполнение профессиональных обязанностей. Переработки — это прямой и быстрвй путь к выгоранию.
Повышать свою эффективность и продуктивность стоит за счет уникальных знаний и компетенций. Чем больше ваш вклад в конечный результат проекта или участие в увеличении доли прибыли компании, тем эффективнее ваша работа. А сколько вы на это потратили времени, руководителю все равно. Платят вам не часы, а за результаты вашего труда.
МИФ 2. Частая смена работы — это плохо.
Частая смена работы в Советском союзе не приветствовалась. Тех, кто скакал с места на место, называла летунами. К ним подозрительно относилась партия, общества и семьи. Люди десятилетиями трудились на одном предприятии, боясь сменить место службы, что не подвергнуться обструкции со стороны близких и коллег. Сегодня ждать пенсии в одной и той же компании считается моветоном. Работодатель, если он нормальный человек, оценивает в первую очередь не трудовой стаж по специальности, а компетенции и проекты, в которых вы принимали участие. Для него важно, какие «боли» фирмы вы способны закрыть, можете ли увеличить общую прибыль, способствовать захвату доли рынка и пр. Заполненная трудовая книжка — явный признак того, что вы не терпите стагнации и стремитесь к развитию, что в наши дни, когда ситуация в мире и на рынке труда меняется молниеносно, весьма полезные качества.
МИФ 3. Карьера — это вертикальный рост.
В общепринятом понимании, карьера — это движение вверх по служебной лестнице в корпоративной иерархии компании. Это классическое определение принято считать чуть ли не единственным правильным вектором развития. На самом деле, карьера бывает трех типов: вертикальная, горизонтальная и предпринимательская. Для развития каждой из них необходим уникальный набор личных и профессиональных качеств, индивидуальная мотивация.
Вертикальная карьера — это карьерный рост от специалиста до руководителя, где в большей степени играют роль административные и управленческие навыки. Но далеко не каждый хочет занять кресло управленца, иметь в подчинении других людей и нести за них ответственность.
Горизонтальная карьера — экспертная. Тут человек прокачивает навыки, расширяет функционал, наращивает экспертизу по определенной теме и становится узкопрофильным специалистом высочайшего уровня.
Если вы не готовы быть винтиком в большом корпоративном механизме, и есть желание и возможность реализовать творческий и деловой потенциал, то вы можете построить предпринимательскую карьеру. Важно только не делать этого резко, бросив службу. Идея может не выстрелить, а вы останетесь без работы и денег. Прощупывайте почву, зарабатывайте привычным способом, просчитайте, что станете делать, если бизнес «не пойдет». Возможно, вы отличный креативщик, но не бизнесмен. Тогда ищите человека, который бы знал, как заработать на идее. И всегда помните историю Скруджа Макдака, который рассказывал, как нашёл яблоко, помыл его и продал, заработав при этом доллар. А потом умер его дядя и оставил огромное наследство…
МИФ 4. Идеальная работа — это хобби.
В Интернете, с экранов телевизора и на бизнес-встречах, говорят о важности найти себя и работу своей мечты. Тренд современности: идеальная работа, которая образовалась из хобби. Но так ли это?
Например, вы любите печь пирожки, вязать для детей или собирать деревянные модели. Это не означает, что вы будете зарабатывать этим деньги, которые будут покрывать финансовые запросы.
Отсутствие связи с реальностью — бич современного человека. В его основе — информационный шум и всевозможные курсы, на который продают счастье и успех. Однако, пора спускаться с небес на землю. Идеальная работа — эта работа, которая приносит приемлемое финансовое вознаграждение, ментальное удовлетворение и профессиональную самореализацию. Не всегда стоит искать работу мечты (да, и есть ли она?). Как правило, достаточно найти зоны роста, поставить цели, отвечающие реальным, а не фантазийным условиям, и двигаться к ним.
МИФ 5. Главное — захотеть!
Еще один тренд современности — работай на себя, стань самозанятым, реализуй мечту!
Ты можешь добиться всего, о чем мечтаешь, если реально этого хочешь. Этим популистским мотивационным бредом захламлено все цифровое и печатное пространство. Только к нему никогда не прилагаются подробная инструкция о том, как заработать на квартиру за три месяца, открыв кафе в центре города. Свое дело — главный критерий современного успешного человека. За красивой картинкой могут скрываться финансовые проблемы, депривация сна, работа без отпусков, и обязательно — источники финансирования бизнеса, о которых не принято говорить. Расхожие цитаты о том, что если ты чего-то не добился, значит не очень-то и хотел, — всего лишь открытки, которые репостят в соцсетях. К реальности они не имеют никакого отношения. Бизнес «на коленке», без четкого плана, денежных ресурсов, на основе одной только мечты — это провал. Поэтому, если вы работаете в хорошей компании, не идите на поводу у модных психологов и бизнес-тренеров, ищите перспективы и возможности в той структуре, где уже успешно трудитесь.
МИФ 6. Чтобы достичь карьерных высот, нужно попрощаться с личным счастьем.
Примеры многих известных людей, бизнесменов и актеров, опровергают эту теорию. Прощаться ни с чем не нужно. Просто нужно уметь ставить личные, карьерные или бизнес цели, разрабатывать план их достижения, расставлять приоритеты и эффективно управлять своим временем. Сегодня у человека есть все возможности спокойно заниматься карьерой до тридцати и более лет, а потом думать о семье — никто не говорить ерунду про «тикающие часики». Ну, кроме бабушки. Но это даже мило, правда? И, конечно, счастье — оно не в работе, и не в удачном замужестве. Оно просто внутри.
МИФ 7. «Через постель» можно занять хорошую должность.
Занять-то ее таким способом, конечно, можно, почему нет. Но надо еще и удержаться на этой позиции. То есть демонстрировать профессионализм и прочие полезные качества на фоне змеиного шепота за спиной. Вообще, в протежировании ничего дурного нет, если человек, которого рекомендовали на ту или иную должность, действительно компетентен. Это даже экономит компании время и деньги, которые были бы потрачены на сотрудника «с улице», который всегда — кот в мешке. Ежели протеже профессиональным критериям не соответствует, то в заветном кресле от продержится ровно до тех, пока рядом его благодетель. Вывод такой: заводите и цените нужные для самопродвижения связи, попасть на хорошую позицию через рекрутинговые сайты почти нереально. Но и про компетенции не забывайте.
МИФ 8. Личный бренд не нужен, если речь идет о карьере.
Принято считать, что работа в компании обезличивает сотрудника. Он — винтик в системе. На самом деле, стать сотрудником-брендом можно и работая «на дядю». Разумеется, на самораскрутку потребуется некоторое время. Но сегодня существуют соцсети, где можно вести страничку и делиться профессиональными лайфхаками. Фотографы и стилисты, которые помогут с хорошими фото для бизнес-истории. Коллеги, с которыми можно проводить полезные марафоны. Важно проявлять осторожность в отношении компании, в которой вы трудитесь. Прежде чем кликнуть «опубликовать пост», подумайте, вдруг вы можете ей навредить. Помните, что вы — лицо фирмы, а значит есть и табуированные темы, например, религия, секс, политика, которые в блогах лучше вообще не затрагивать.
МИФ 9. У меня все еще впереди.
Нам всегда так кажется, пока в сорок лет вдруг не оказывается, что половина жизни — за плечами. Более того — закрадываются подозрения, что это была лучшая её половина. Привет депрессия среднего возраста, которая только лишает сил и желания двигаться дальше. Стоит понимать, что никакого «впереди» нет, есть только здесь и сейчас. Время — наш главный ресурс. Только сейчас вы можете перестать ждать удобного момента и свершить еще один шаг по карьерной лестнице. Только сейчас вы способны стать не просто сотрудником, а классным и надежным специалистом, которого с радостью возьмет на работу любая компания.
МИФ 10. Лучше иметь свой маленький «свечной заводик», чем трудится на «дядю».
Давайте будем честными: предпринимателями могут быть не все. Этот культивируемый образ не такой уж привлекательный, как нам его продают через разные истории успеха. Правда совсем другая: Предпринимательство — это самый сложный путь личностной и профессиональной реализации в социуме. И работать на «дядю» уж не так и плохо, если «дядя» платит хорошую зарплату.