Многие руководители не отдыхают годами. Боятся, что без них компанию ожидает крах. Особенно если это стартап или малый бизнес, который ведет всего несколько человек. Женщине-боссу уйти в отпуск еще страшнее: мешают врожденная гиперответственность и стремление делать все идеально. Бизнес-коуч Жанна Лурье утверждает, что брать паузу порой всё же необходимо, и рассказывает, что стоит сделать руководителю перед отпуском.
Планируйте свой отпуск как минимум за 2 месяца
Если вы трудитесь в крупной компании, известите всю управленческую команду о своем предстоящем отпуске. Уточните в бухгалтерии и отделе кадров, нет ли плановых государственных проверок. Период проверок — не самое лучшее время для путешествий. Завершите все необходимые стратегические цели-задачи, которые можете решить только вы. Не делегируйте сложные проекты сотрудникам, оставьте их на постотпускное время. Если вы — хозяйка небольшого бизнеса, обучите человека, который остается «за старшего» всем нюансам, которые, как вы полагаете, ему стоит знать. Но тут следует быть острожной: не все хитрости и лайфхаки стоит раскрывать, если вы не полностью доверяете этому человека и не хотите, чтобы он, набравшись опыта, ушел и начал работать автономно. Хотя это, увы, случается довольно часто с любым малым бизнесом в любом случае.
Назначьте заместителя
Подбирая себе ИО на время отпуска, удостоверьтесь, что сотрудник обладает нужной квалификацией, временем и личностными качествами для исполнения поставленных перед ним задач. Удостоверьтесь в том, что ваш потенциальный ИО заинтересован в таком опыте. Подготовку надежного человека начинайте за месяц до собственного побега. Одна из основных функций вашего зама — контролировать поставленные вами задачи и сроки их исполнения. А значит, наделяя сотрудника обязанностями, не забудьте наделить его и полномочиями.
Делегируйте обязанности и полномочия и найдите «крайнего»
Давайте разберемся, что значит «делегировать». Просто не все понимают, что стоит за этой приятной фразой. Делегирование — это не просто спихнуть на кого-то свои дела. Это значит передать их, не забыв подробно объяснить (лучше по пунктам и в письменной форме), что, зачем и как. Чтобы максимально быстро и эффективно решить задачу, делегировать стоит не только обязанности, но, опять же, и полномочия.
Ответственность же не передается. Это — следствие передачи полномочий.
Распределите свои операционные обязанности и рутинную работу на квалифицированных специалистов, которые смогут выполнить поставленную перед ними задачу, обозначьте конкретные результаты, сроки и параметры, по которым он будет оценивать результат.
Важный момент: фиксируйте все непременно в письменной форме. Задачи и разъяснения обязательно записывайте и отправляйте по почте, а не озвучивайте устно. Иначе часть из них так и не будет выполнена, а вы даже не сможете доказать, что задача все же стояла.
Разработайте план на случай форс-мажора
Разработайте план «Х» на случай непредвиденных обстоятельств. Проинструктируйте, опять же в письменной форме, своего заместителя и других членов команды, что делать, если случится нечто ужасное. Пропишите, что именно можно считать неблагоприятными ситуациями, что предпринять в случае спорных или сомнительных ситуаций, кому писать, звонить и пр.
Держите руку на пульсе
Важный момент, о котором всегда забывают: не забудьте издать приказ о праве подписи документов. Четко укажите, кто именно и какие документы вправе подписывать. Попросите своего зама раз в неделю писать вам письмо-отчет, предположим, по пятницам в 10.00. Пусть в нем будет отражена важная для вас информация: процент выполнения плана, соблюдение плана производства, отметки о выполнения поставленных задач и прочие важные моменты. Выделите несколько пятничных минут на просмотр. Конечно, в отпуске больше всего хочется выключить телефон и забыть о работе вообще. Но у вас вряд ли это получится. Читать еженедельный отчет — оптимальный вариант.