Чем крупнее становится компания, тем больше у нее появляется возможностей для роста — можно открыть новые офисы, филиалы в других городах или стать целой сетью. В последнем случае один владелец не справится — приходится передавать дело в руки преемников: людей, желающих работать под знакомым многим брендом. В этом материале расскажем, какие проблемы приходится решать тем, кто решил купить франшизу.
Что такое франшиза
Говоря простым языком, франшиза — это покупаемое право работать под известным брендом и использовать его наработки для быстрой раскрутки и успешного ведения бизнеса. Франшизу можно купить в любом сегменте: рестораны быстрого питания, продажа одежды, кофейня, салон красоты, фитнес клуб, автомойка, прочее. Например, цена на одно только право работать под брендом Макдональдс — 45 000 долларов, что равняется примерно 3 млн рублей. Стоимость франшизы зависит от нескольких факторов:
- Узнаваемость бренда
- Количество открываемых точек
- Оборудование, которое входит в цену
- Дополнительные услуги — подбор персонала, дизайнерские макеты, раскрутка в социальных сетях
Выгоду должны получить обе стороны
Основное правило ведения франчайзингового бизнеса — учесть интересы обеих сторон. Интерес продавца — расширить региональную карту бизнеса и увеличить узнаваемость бренда без дополнительных вложений. Ваш интерес — получить прибыль, окупающую затраты, и выведение на уровень достойного дохода. Если продавец франшизы пытается навязать вам свой товар, а не услуги, и не заинтересован в вашей информационной поддержке, то стоит отказаться от такого сотрудничества в пользу более честного предпринимателя. Опытные бизнесмены тщательно следят, как их преемники развивают сеть — контролируют качество товаров и услуг, общаются с клиентами и проводят независимые проверки.
Отсутствие аналитических данных
Франшиза — это не просто бумажка, а серьезный пакет информации, особенно ценной в начале деятельности. Важно, чтобы продавец предоставил вам полную аналитическую сводку — экономическую ситуацию в вашем регионе, оценку платежеспособности, список компаний-конкурентов с их плюсами и минусами, зависимость прибыли от внешних факторов вроде сезона, средний чек посетителя и прочее. Чем больше у вас будет информации, тем яснее вы сможете сделать прогноз по выходу на чистую прибыль. К сожалению, далеко не все компании так внимательно относятся к своим франчайзи, так что самостоятельно изучите рынок и определите лучшие предложения.
Невнимательное изучение документов
Странно, но многие соотечественники не уделяют должного внимания изучению документов. Вы должны взять за привычку читать все, что подписываете — от чеков до деловых договоров. Недобросовестные компании-франчайзеры могут вписать в договор кабальные условия контроля вашего бизнеса и санкции, следующие за их нарушением. Также важно, чтобы продающая модель бизнеса сторона взяла на себя обязательства по регистрации в Роспатенте, иначе она в любой момент может отозвать вашу лицензию на право работать под брендом.
Обещание золотых гор
Конечно, каждому зеленому бизнесмену хочется окупить свои затраты за месяц, а лучше за день, но такой расклад невозможен. Если старший партнер обещает вам, что буквально через 2—3 месяца вы выйдете на чистый доход при крупных вложениях, то не верьте ему и поищите другого. Многие опытные бизнесмены стараются как можно скорее увеличить охват регионов, чтобы потом продать готовый бизнес за высокую стоимость без собственных вложений в расширение географии. Привлеките опытного юриста к изучению условий сделки и всех документов, чтобы не попасться на удочку.