Сегодня очень популярно пение с использованием разных «фишек»: расщепление, рэтл, суботн, йодль и других. И многие пытаются найти способы, как этому можно научиться, но забывают о главном! Все эти способы пения можно использовать только тогда, когда вы научились владеть своим голосом в чистом виде. А это значит — у вас хорошо поставлено дыхание, вы умеете петь на опоре, голос не «садится» и не устает при долгом пении. Вы хорошо развили свой вокальный диапазон и знаете строение гортани.
Разные техники и их особенности мы рассмотрим подробнее чуть позже. А сегодня уделим внимание базе — постановке дыхания и певческой опоры.
Итак, о дыхании. Вокальное дыхание отличается от разговорного, так как для хорошего ровного звучания нам необходим все-таки больший объем вдоха и более долгий выдох. Недаром считается, что профессионализм вокалиста напрямую зависит от умения распределять выдох во время пения. При постановке дыхания начинающему вокалисту необходимо следить, чтобы вдох был не поверхностным, а был чуть более глубоким, и очень важно быть внутренне расслабленным, тогда вдох произойдет наиболее качественно и органично. Существуют специальные упражнения, которые способствуют отработке певческого дыхания.
Вот одно из упражнений: попробуйте сделать вдох и, глядя на секундную стрелку, протяните звук, удобный вам по высоте на «А», постарайтесь продержаться 15 секунд, не делая добор воздуха и удерживая ровность звучания голоса. Старайтесь при извлечении звука остаться в расслабленном состоянии. Попробуйте покачаться или походить во время звука по комнате, это поможет вам расслабиться. Да, возможно, это сразу не получится, но поверьте, если вы сделаете несколько попыток, то заметите, как у вас улучшится вдох, звук, и увеличится длительность выдоха. Если вы обратите внимание на свои ощущения, то почувствуете, каким образом вы удерживаете воздух в себе — ребра, например, во время вдоха раздвигаются и остаются в раскрытом состоянии некоторое время, пока вы звучите.
Когда вы освоите первое упражнение, то постепенно пробуйте делать его же, но уже с разными фонемами: «А», «Э», «И», «О», «У», понемногу изменяя высоту звука вверх и вниз, и следите, чтобы гортань оставалась свободной, не зажатой. Обратите внимание на то, что звук должен быть резонирующий во всем теле, представьте, что тело — это ваш инструмент, состоящий из одной большой резонаторной коробки. Чуть позже попробуйте начать петь небольшие вокализы, следя за вдохом и ровностью звука до конца фразы.