Когда возникает симптом, болезнь или обостряется хроническое заболевание, то перед нами два радикально противоположных пути решения. Всегда можно помочь себе лекарствами: они снимут боль, помогут легче перенести мучения или неудобства, даже вернут состояние вполне здорового человека. Второй путь — это распознавание смысла этого симптома в данный момент времени. Ведь болезнь или симптом обостряется, как сигнал, который стоит учесть, а не игнорировать или переключать с него внимание. Например, когда в машине загорается сигнал, что кончается бензин, то мы охотно заправляем ее. Почему же когда тело сигналит о чем-то, мы спешим нейтрализовать сам сигнал, а не его причину.
В этой статье приведу отрывки диалога с молодой женщиной по поводу бессонницы, мучающей ее, несмотря на тяжелый график работы.
К (клиент): Очень странно, я ложусь спать уставшая, но сон не идет. Какая-то тревога мешает заснуть, причем нет конкретной тревожащей мысли, я не боюсь чего-то определенного. Но состояние в целом взбудораженное, и в итоге я кручусь до утра. Засыпаю под утро и просыпаюсь с тяжелым чувством, а если на работу встаю, то всего несколько часов сна — потом весь день вареная.
Т (терапевт): Да, бессонница — вещь изматывающая. Давайте поговорим с нашим телом, почему же оно при желании спать не засыпает?
К: Интересно, а как это?
Т: Представьте, что вы — это вы, а ваше тело — отдельный оппонент. Представьте, что оно сидит на соседнем стуле и вы ему задаете мучающие вас вопросы. Сможете?
Клиент размещает два стула в пространстве, на один садится сама, другой готовит для воображаемого эксперимента и «усаживает» на него свое тело. Измученным голосом спрашивает у тела, почему же при желании спать, тело тревожится и не спит.
Я прошу ее поменяться стульями и сесть в роль тела. Она садится, на месте тела она сама более расслаблена, видно, что в этой роли она гораздо спокойнее и увереннее в себе.
К (в роли тела): А что ты от меня хочешь? Я уже живу на грани возможного для себя, ты бездумно вымотала меня. И другими способами не слышишь. Только и остается, что обратиться к тебе ночью, но не во сне, а напрямую.
Я прошу клиентку снова пересесть на свое место и ответить «телу».
К: Мне жаль слышать это, жаль, что так выматываю тебя. Как же сделать, чтобы ты отдохнуло и восстановилось, заснуло глубоко?
К (в роли тела): Скажи, что любишь меня, позаботься, гордись мной. Ведь я такую работу делаю — за несколько человек!
Тут я останавливаю ее и спрашиваю, на что похож в жизни это диалог. Девушка ошарашено смотрит на меня и говорит, что эта беседа с телом напоминает ей общение с ее мужем. Она воспитывает маленького ребенка, работает. Муж с утра до ночи на работе, весь в заботах, долгах и кредитах. И девушке кажется, что он в должной степени не признает то, что она старается за двоих: ребенок на ней и семейный бюджет.
Т: Другими словами, вам не хватает признания от мужа?
К: Да, похоже на то…
Пару слов об этой работе. Мы еще некоторое время говорили с этой женщиной. Для завершения работы мы обсуждали, что свои потребности в признании и заботе она не озвучивает мужу, опасаясь, что в трудный период ему не до ее переживаний. Но в каком-то смысле он и не должен быть единственным источником признания в жизни. Задача этой женщины на данном этапе — это честный диалог с мужем о том, что она старается помочь ему, при этом надрываясь сама. И эта жертвенность отражается на ее теле в виде бессонницы. Мы завершили беседу тем, что она начнет хвалить свое тело, а значит, себя за то, что выбрала такую жизнь осознанно, что она действительно сильна и энергична, чтобы совмещать уход за ребенком, семейный быт и работу. Если бы она бросилась лечить себя лекарствами, то вряд ли бы такие проблески осознания были бы доступны ей, а значит, накопленные обиды и претензии к мужу проявились бы сильнее в виде другого симптома, возможно, гораздо более травматичного для ее тела.
Не устаю удивляться, какие мудрые подсказки дает нам наше тело.
Мария Дьячкова, психолог, семейный терапевт и ведущая тренингов личностного роста Тренинг-центра Марика Хазина