Быть матерью в наше время — это норма. Более того, когда по разным причинам материнство запаздывает или совсем не наступает, мало какой женщине удастся избежать сочувствующих взглядов и пересудов о том, что «с ней что-то не в порядке». Быть матерью — это правильно и достойно. Вместе с тем, материнство — лишь часть реализации женщины. Мир меняется, и все больше женщин осознает, что материнство — это огромная, но не исчерпывающая часть жизни, которая не способна компенсировать другие ее стороны. Даже наоборот, чем больше женщина сбегает от себя в материнство, тем больше за эту незрелость расплачиваются ее дети. Примеров тому масса: за неудачи матери в образовании, спорте, творчестве с утра до ночи отдуваются по кружкам, школам и институтам дети. Все с большим чувством вины и неоплатного долга они вырастают у матерей, которые объявили воспитание детей единственным смыслом своего существования.
Но рано или поздно дети вырастают и оставляют своих родителей, это нормальный природный процесс. Тогда родители, и матери в большей степени, переживают кризис под названием «синдром покинутого гнезда». Это этап, когда родители обнаруживают мощный крах своей идентичности под названием «я мама». А если я не мама, как привыкла долгие годы считать, то кто я тогда? Если женщина определяла себя через материнство, подчиняла свою жизнь определенному смыслу и целям, то когда это стало вторичным, как теперь строить и определять жизнь? Мощнейший и интереснейший вопрос. Об этом сон нашей сегодняшней героини:
«Мы с моей взрослой дочерью в другой стране, путешествуем на автобусе с группой. Внезапно в группу приходит семья с маленьким ребенком, просят меня посидеть с ним. Малыш — ровесник моего внука, я с удовольствием за ним присматривала. Наконец его родители пришли, забрали малыша, я стала искать свою группу, свою дочь, но не могу никого найти. Я понимаю, что они поехали в аэропорт, проходят регистрацию, чтобы вернуться домой. Мне надо найти их, догнать. Я пытаюсь остановить машину, но никто не останавливается, только ругают меня из окон проезжающих машин. Я бегу сама вдоль шоссе, как-то совсем путаюсь, понимаю, что опаздываю на рейс катастрофически, не успеваю. Темнеет, становится совсем страшно, и никого нет, кто может подвести меня, чтобы я вернулась домой».
Сон нашей сновидцы говорит с ней о том, как легко прыгнуть в роль «мамочки». Это удовольствие — быть рядом с маленьким. Он любит просто так, не надо изображать кого-то и пытаться стать лучше. Ребенок, особенно маленький — это человечек без особых ожиданий от вас. Главное — будь рядом и заботься. Потому так легко вычеркнуть все другие сферы жизни и тотально посвятить себя детям. Однако сон сновидицы не об этом удовольствии. Он демонстрирует, что период этот скоротечен. Что быть мамой и быть бабушкой, как в ее случае, — это часть жизни. Увлекшись этим, можно потеряться и не вернуться домой, то есть к себе, к своим целям, планам, задачам. Сон подталкивает ее больше цепляться за себя, а не за роль бабушки. Цепляться за себя — это также уметь настаивать на своем, даже когда окружающие смотрят на это с упреком. Например, заняться собой, когда взрослые дети просят посидеть с внуками. Возможно, уделить время замшелым от времени мечтам, которые откладывались в долгий ящик: позволить себе путешествовать, встречаться с друзьями, заняться любимым хобби или даже получить новую профессию.
Кстати, никто не сказал, что это будет прививкой от опустошенности по поводу того, что дети выросли и покинули родительский дом, заводят своих детей и реже звонят. Но чем яснее зрелой женщине ее жизненные задачи, чем сильнее она способна держаться за себя, тем меньше ей придется сокрушаться о том, что кого-то нет рядом.
Интересно, а что снится вам? Присылайте свои сны и вопросы на почту info@womanhit.ru.
Мария Дьячкова, психолог, семейный терапевт и ведущая тренингов личностного роста Тренинг-центра Марика Хазина