Жизнь по распорядку состоит из одних только плюсов. И приучить своего отпрыска следовать раз и навсегда заведенному графику — проще простого. Куда сложнее заставить самого себя подчиниться Его Величеству Режиму.
О том, что люди делятся на «сов», «жаворонков» и «голубей», знают, похоже, все. Кроме школьного звонка. Ему абсолютно все равно, к какой «породе пернатых» относится ваше чадо. Он звенит строго по расписанию — в 8.30. И если еще пару лет назад вы даже представить себе не могли подъем в такую рань, то теперь это суровая неизбежность. И к ней, как ни крути, придется привыкать.
Считается, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейными традициями. Вопрос спорный. Есть отдельные особи, у которых привычка спать до полудня передается как форма носа, из поколения в поколение. И все-таки большинство людей предрасположены к стилю «жаворонков» — впрочем, у них нет особого выбора, ведь все конторы и офисы, школы и поликлиники работают именно по этому раннему графику.
В течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Режим дня должен быть построен с учетом особенностей биоритмов вашего ребенка. Пик работоспособности «жаворонков» приходится на 9−10 часов утра и 16−17 часов вечера. У «сов» периоды наивысшей активности — с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Третья категория людей — «голуби», или аритмики. Они не любят рано вставать, но и ложиться предпочитают не очень поздно. Их оптимальное время для максимальной нагрузки — 10−12 часов утра и 15−18 часов вечера.
Родители должны делать скидку и на то, что работоспособность ребенка семи-десяти лет меняется не только в течение суток, но и в течение недели, и всего учебного года.
Во вторник и среду, как правило, дети грызут гранит науки наиболее продуктивно. К концу недели они заметно устают. В пятницу все показатели существенно снижаются.
В течение года умственная и мышечная активность выше всего с октября по январь. Потом наступает период повышенной утомляемости (третья четверть — самая трудная!), а с апреля до июня вновь начинается всплеск. С возрастом эти перепады становятся уже не так заметны. Детский организм крепнет и адаптируется к школьным испытаниям. Однако не стоит забывать, что даже кратковременная простуда ухудшает работоспособность ребенка на 2−3 недели (!), он быстрее устает, хуже запоминает новый материал. Что уж говорить о всяких хронических напастях! Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме. И помните: чтобы хорошо работать, ваши дети должны хорошо отдыхать!