Проблемы с учителем
В первом классе у ребенка появляется новый царь и бог — учительница. Она может представлять собой полную противоположность матери, требовать странных на первый взгляд вещей, и требовать жестко. С ней ребенку нужно выстроить отношения — и очень быстро, поскольку впечатление о человеке складывается в первые три дня общения, а изменить его позже под силу лишь самому опытному интригану, а никак не ребенку семи лет.
Перед учительницей можно выслуживаться (поднимать руку в ответ на вопрос, остальное время сидеть тихо), можно выглядеть трагически, а когда она отзовет в сторону, рассказать любую печальную историю («мама меня не понимает, а папа с нами больше не живет, а еще у меня умерла собака»). А можно все испортить, с первого дня начав плеваться, толкаться и щипаться, на замечания отвечая небрежно: «Я чо? Я ничо».
Подавляющее большинство учителей создают большие проблемы как своим любимчикам, так и ненавистным наглецам. Первых они нарочито опекают, навлекая на них ревность и зависть остального класса. Детям и правда непонятно, почему этой унылой нелепой девчонке все позволено — и на уроки опаздывать, и выходить без предупреждения, и контрольную дописывать на перемене. Может быть, классу к шестому они поймут, что девочка осталась без родителей с двумя маленькими братьями и старой бабушкой, за которой тоже нужен глаз да глаз. Тогда они начнут помогать бедняжке сами. Возможно, она станет самой уважаемой личностью в классе. Но пока щипки и прозвища сыплются на нее как из рога изобилия.
Аналогично страдают умеющие красиво и громко читать (их заставляют читать классу вместо утомленной учительницы) и быстро решающие задачки (скоро они будут вынуждены исполнять все варианты контрольной под страхом расправы). Любая публичная похвала обращается против хвалимого. Внимание учителя со знаком минус действует на детский коллектив аналогично — будущие взрослые затопчут любого не-такого-как-все. Если преподаватель ежедневно указывает на одного ученика как на источник смуты, дети поддержат идею: расскажут родителям, те обсудят, еще раз расскажут детям, как плох тот мальчик из семьи приезжих/алкоголиков/дворников.
Иногда немилость падает на вполне обычного ребенка, который в первые дни показался туповатым. Учитель начинает высмеивать ребенка первым, класс с радостью подхватывает.
Случай учителя-садиста — единственный, в котором можно посоветовать быстрое бегство без ожидания конца четверти. Хватайте ребенка, несите его в соседний класс, а то и в другую школу. Будете ходить дальше, зато без слез.
Проблемы с детьми
Самый яркий тип проблемного ребенка назовем агрессором. Он постоянно недоволен, терзаем перепадами настроения. Он сам затевает ссоры, легко вступает в драку, хочет дружить, но совершенно не может. Учеба у такого ребенка не идет, поскольку его проблемы со сосредоточением становятся головной болью целого класса. Агрессор мешает всем — и ученикам, и учителю. Никто не встанет на его сторону. В будущем ему представится возможность организовать банду бунтарей, слушать шумную музыку и гонять на мотоцикле. Но первые четыре класса он проведет в одиночестве, придумывая унизительные дразнилки.
Совет родителю: создайте ребенку альтернативную реальность. Если школа ему ненавистна, найдите у малыша тайный интерес и отведите в соответствующий кружок. Объясните ситуацию преподавателю. Ребенку скажите: «Здесь все будет по-другому». В дружественной обстановке он научится быть внимательным, усидчивым, увлеченным.
Шут гороховый есть в каждом классе. Без него коллектив — как войско без знамени. Шут комментирует ситуацию, он создает общественное мнение и зачастую является единственным, кто это мнение высказывает. Обычно у шутов большое будущее. Которое начнется аккурат в момент окончания школы, где ему придется претерпеть все муки ада за свой острый язык и актерские способности. Шутами становятся неуверенные в себе дети с большим дефицитом любви. Родители в них не верят или тщательно скрывают гордость за ребенка. Шуты — холерики по темпераменту, легковозбудимые и склонные к быстрым глубоким депрессиям. Их жизнь похожа на американские горки — вверх-вниз. Какая уж тут учеба! В старших классах на шутов сваливают все странные происшествия, вплоть до засоров в туалетах.
Совет родителю: расскажите ребенку, что бóльшая часть актеров, телеведущих и поп-певцов в школе были клоунами и страдали точно так же.
Стукач — унизительная должность. Отчего же на нее всегда найдется претендент? Ябедничает учителю тот, кто жаждет быть приближенным к взрослым, власть имущим, кто хочет управлять коллективом незаметно, стать «серым кардиналом». Заявляют «вот нажалуюсь Марьванне» только отъявленные глупцы, которые будут биты и ничего не добьются. Заявленный стукач становится в классе персоной нон грата до конца обучения. Тайно может действовать под прикрытием долгие годы, но рано или поздно его ждет возмездие.
Совет родителю: если ваш ребенок настучал впервые, и ему это понравилось, расскажите, что делали с предателями в военное время.
Прилипала. Он обнимает сверстников так, что у них хрустят кости; он лезет со своими разговорами, дергает за руку, заглядывает в глаза; он хватает чужие вещи, чтобы на него обратили внимание. Как и шуту, ему не хватает любви. Он заменяет душевную теплоту физическим контактом, буквально виснет на матери, вызывая ее раздражение. Дома он привык к агрессивной реакции на любое свое действие (такого ребенка воистину трудно любить), поэтому в школе его устраивают клички и затрещины — лишь бы не быть в полной изоляции.
Совет родителю: чем чаще вы будете скидывать ребенка с себя, тем больше будет у него школьных проблем. Ваше дитя — отражение вас самих. Найдите в нем хоть что-то интересное. Заговаривайте с ним сами. Обращайтесь к нему чаще — не про домашнее задание, а просто так. Введите его в свои дела. Поручите ему посильную помощь. Загрузите его максимально общением, работой и любовью.
Самый жалкий в детстве, но самый перспективный в будущем тип проблемных детей — это ботан. Он кажется тонкой тростинкой, что вот-вот переломится. На самом деле ботану помощь не нужна. Да, его дразнят, но это не станет для него моральной проблемой на всю жизнь. У ботана есть куча внутренних дел. Шум внешнего мира доносится до него постольку-поскольку.
Совет родителю: если вы хотите облегчить жизнь своему любимому ботану, найдите ему компанию. Это может быть ребенок подруги, такой же зашуганный. Вместе они запросто перевернут дом. Секрет в том, что ботан не является ущербным. У него нет внутренней проблемы. Он просто другой. Получающий от своей оригинальности особое удовольствие.
Проблемы с программой
Сильнейший стресс ребенок получает от первых недель в школе. Часто он заболевает, начинает резко терять зрение или вдруг — ни с того ни с сего — писаться. У него нарушается сон, он не может сосредоточиться, плохо ест, боится каждого следующего дня.
Запоздалый совет родителям первоклашек (может пригодиться родителям пятилеток): ищите детский сад при школе или школу с нулевым классом. Отучившись год по схеме «три-четыре урока по два раза в неделю», ребенок способен начать учиться с шести лет без травм и слез. За год он успевает подружиться с классом и вступает во взрослую жизнь в компании хорошо знакомых оболтусов. Как правило, учительница в классе остается прежняя, меняется только режим занятий.
Очевидно, что школьная программа составлена не самыми умными людьми, а учебники написаны и вовсе детоненавистниками. Каждые пять лет количество знаний, которые должен втиснуть в себя ребенок, увеличивается. Дети меж тем не эволюционируют. Они так же хотят играть и бегать, как век-другой назад, когда и учебники были проще, и предметов меньше, и телевизор не подливал масла в огонь.
Нынешний ребенок перегружен информационно. Его учат чтению, письму, математике, истории города и земли в целом, не апеллируя к воображению. А все потому, что учеными доказано: маленькие дети хорошо зубрят. Просто интереса ради почитайте учебник по москвоведению. Учебник рассчитан будто бы на 8−9-летнего ребенка, но написан взрослым языком с канцеляризмами, с массой дат и имен без лишних объяснений. Сказано вам, такой-то в таком-то году основал то-то. Учите, бестолочи, родную историю! Слава богу, учебник этот выдают кому в третьем, кому в четвертом классе. Но и без него малышам хватает стрессов. По статистике, кошмары снятся шестидесяти процентам первоклассников. И нарушения сна, и энурез надо лечить лаской, участием, добром, а не тащить и без того измученного ребенка к врачу, на анализы.
Заварить ребенку мяту, успокоительный сбор. Перед сном сделать ему ванну с сонными травами, натереть его ароматерапевтическим кремом «Спокойной ночи», положить под подушку мешочек с мятой, мелиссой, зверобоем. Рассказать на ночь сказку — как маленькому. Пожалеть. Вспомнить, как у вас тоже не ладилось поначалу с предметами и одноклассниками, а потом все пошло как по маслу.
Пишут, что 98 процентов нынешних выпускников имеют хотя бы одно нарушение психосоматического характера. Кто-то приобрел миопию — близорукость, которую даже самые консервативные врачи теперь объясняют нежеланием видеть вдаль (то есть смотреть на доску). У кого-то все десять лет болел живот — «на нервной почве», и вместе с аттестатом он получил справку от гастроэнтеролога, с которой мальчик может не бояться армии. Психологи говорят, что это реакция на завышенные требования среды к ребенку. Не играйте на стороне среды против собственного чада.