Дети в возрасте от 2 до 6 лет используют плач для разных целей, но чаще всего таким способом они подают родителям сигналы о боли, болезни или недовольстве. Но детские слезы — это не только сигнал бедствия, но и способ манипуляции родителями, выражения собственного мнения, демонстрация характера или просто выражение эмоций, пишет Passion.ru.
Однако иногда приступы детского плача бывают настолько сильны, что вводят родителей в ступор и им просто напросто не удается успокоить свое чадо. Что делать в таких ситуациях? Как с этими ситуациями справляться? Давайте на примерах попробуем разобраться в этой проблеме и разработать несколько способов успокоения малыша.
Итак, что нужно, а что ни в коем случае нельзя делать при детской истерике.
Если малыш заболел… Естественно, плач может быть сигналом болезни. Если ребенка беспокоят зубки, ушки, голова или животик, то он достаточно уверенно укажет вам на источник боли. Чем в этой ситуации помочь малышу? В первую очередь, нужно устранить причины его тревоги. Как бы хорошо вы не разбирались во всяких болячках, лучше все-таки вызвать врача, а до его приезда всеми силами постараться облегчить состояние крохи — дать жаропонижающее, приласкать и обнять малыша, успокоить его.
Обычно болезненные признаки проявляются целым комплексом симптомов — меняется поведение, появляется жар или тошнота, понос, рвота. Но если никаких внешних признаков нет, не стоит игнорировать жалобы малыша и думать, что он симулирует. Обычно, детки дошкольного возраста этого не делают. Поэтому старайтесь со всем вниманием относиться к жалобам ребенка на здоровье.
Если ребенок упал, ударился, получил травму… Ребенок может заплакать от боли, обиды или испуга, и необходимо уметь правильно оказать ему помощь, успокоить его и поддержать. Есть особые психологические приемы, обучающие ребенка справляться с эмоциями и быстро успокаиваться при плаче. Эти приемы несколько отличаются от привычных нам методов успокоения, но помогают они гораздо эффективнее.
Теперь давайте поразмыслим над тем, чего делать не нужно. Прежде всего, не стоит разговаривать с ребенком, пока он плачет, а уж тем более — ругать его или отчитывать. Не нужно говорить ему «иди, я тебя пожалею», охать и ахать или причитать «бедный, маленький, лапонька, зайчик»
Не стоит дуть на ранки, тут же пытаться оказать ему помощь — если это, конечно, не серьезное кровотечение или перелом. При обычной шишке или ссадине важнее помочь ребенку психологически.
Не стоит совать малышу игрушки или конфеты, укачивать его, как грудничка. Таким поведением вы даете ему повод для манипуляции ситуацией и входа в истерику. В следующий раз, когда ребенок упадет, а вы не побежите к нему с испугом, не начнете сюсюкаться и не отругаете, он, возможно, и не заплачет вовсе, а будет сам справляться со своим падением. Встанет, отряхнется и придет к вам спокойным.
Прежде всего, обнимите ребенка, крепко-крепко прижав его к себе и отгородив от места падения или происшествия. Пусть он почувствует вас всем телом. Начните ровно и глубоко дышать, считайте до десяти в медленном темпе. Вы заметите, как прерывисто дыхание ребенка и как оно плавно выравнивается и восстанавливается. У детей это происходит неосознанно и рефлекторно — выровнять дыхание под дыхание взрослого. Также можно сопровождать дыхание легкими покачиваниями, поглаживаниями, похлопываниями — словом, применять любую тактильную стимуляцию кожи. Но все эти действия должны быть легким и ненавязчивым, чтобы не отвлекать ребенка от осознания ситуации. Не стоит стараться сразу прервать плач — детям, как и взрослым, иногда просто необходимо дать выход эмоциям со слезами. Можно легонько мычать или напевать песенки без слов, это тоже помогает успокоению и восстановлению дыхания. И только после того, как малыш начнет ровно дышать и перестанет всхлипывать, можно разобрать ситуацию без эмоций: посмотреть, где и что случилось, рассказать историю его падения без эмоций, осуждения и оценок. К примеру, «ты шел, на полу лежала игрушка, ты споткнулся об игрушку и упал».
В кульминации рассказа малыш, возможно, снова попытается расстроиться, но это его право — ему необходимо пережить и осмыслить ситуацию, только так он научится справляться с плачем и успокаиваться быстрее.
Детские истерики — это приступы криков с плачем и негодованием, возникающие в случае сильных эмоциональных всплесков. Это способ манипуляции родными людьми, вызванный гневом, раздраженностью, агрессией или отчаяньем. Именно этот плач родителям труднее всего успокоить, так как травмы и падения достаточно быстро забываются, а на причинах истерики ребенок четко сфокусирован. Поэтому не стоит в рассказе давать ситуации или поведению малыша оценки и суждения. Не стоит говорить ему, что произошло «это потому, что ты игрушки кидал», «это потому, что ты баловался»
В этих случаях однозначных советов нет, в каждом случае необходимо находить свой выход из ситуации. Но есть несколько способов, пользующихся успехом у воспитателей и многодетных родителей. При истериках в людных местах, магазинах, на площадках или дома помогают следующие приемы:
• Отвлеките внимание ребенка на небо, показав там «самолетик», облачко или что-то необычное, желательно постараться привлечь к этому других взрослых (они обычно подыгрывают). Это легко поможет вам отвлечь ребенка от предмета истерики. Внимание взрослых, да еще и коллективное, очень сильно возбуждает любопытство и прекращает истерику.
• Начните искать телефон или сигналку от машины, сделав вид, что они пищат. Сообщите малышу, что нужно срочно ответить, выключить, побежать посмотреть на машину
• Сделайте вид, что вы плачете еще сильнее, чем малыш, и вам очень больно. Обычно малыши бросаются успокаивать плачущих родителей, забывая о своих проблемах.
• Или, наоборот, начните кривляться, щекотать малыша, строить рожицы, делать глупости, в общем, любым способом попробуйте перевести истерику в смех. Чаще этот прием помогает папам, потому как у них выдержка и чувство юмора лучше маминых.
А еще всегда помогает способ поговорить с ребенком как со взрослым, объяснив ему всю ситуацию как есть. Нужно обнять и приласкать ребенка — чаще всего истерики бывают от дефицита ласки и внимания, дети используют их как способ привлечь к себе интерес мамы и папы.
Матюхина Ольга