Еще до того, как мы узнали модное слово «буллинг», многие сталкивались с травлей со стороны одноклассников. Обидные прозвища, тычки, спрятанные вещи, всякая мерзость, подкинутая в портфель… Повод задирать того, кто «не такой, как все», найдется всегда. Почему возникает травля и как в этом случае поступить родителям, нам рассказала Диана Машкова, автор книги-тренажера «Азбука счастливой семьи», мама пятерых детей.
«Предлагаю сразу договориться о главном: когда все дети смеются и развлекаются, а одному в этот момент „не до смеха“, ему плохо физически, морально или то и другое вместе — это не детские шалости или игры, это настоящая травля. Если после таких „игр“ Маша, Петя или Сережа не хотят больше идти в школу, жалуются на плохое самочувствие и пребывают в подавленном настроении, то дело серьезное. Родителям необходимо искать причину. И непременно быть в этом процессе на стороне своего ребенка», — поясняет эксперт.
Первый шаг — прояснить ситуацию
Выбрать время, когда ребенок спокоен, находится в нейтральном состоянии, ни вы, ни он никуда не торопитесь, и постараться поговорить. Не пытать его с пристрастием: «Расскажешь ты наконец или нет, что происходит?!». Не сыпать угрозами: «Только скажи, кто тебя обижал, я его уничтожу!». Так он точно ничего не расскажет. Важно задавать вопросы с уважением и вниманием к чувствам ребенка. Начать разговор можно примерно так: «Кажется, тебе в последнее время не очень нравится в школе? Ты плохо себя чувствуешь там? Это связано с кем-то из ребят?». Конечно, не все вопросы сразу, а постепенно, давая сыну или дочери возможность ответить, добавить что-то от себя. «Просто идите за ребенком и будьте внимательны. Если в семье есть опыт доверительных и принимающих отношений — родители даже на неприятную информацию реагируют без осуждения, без оценки, без ругани — то непременно удастся узнать правду о происходящем в школе. А это уже информация, с которой можно работать», — советует эксперт.
Второй шаг — встреча с учителем
Допустим, ребенок признался вам, что за его спиной шепчутся в классе, удалили его из детского чата и обсуждают там, какой он «не такой». Или, возможно, вам стало известно, что другие мальчишки в классе заманили вашего сына в безлюдное место и набросились на него. Или дети отобрали и не отдавали ребенку шапку. Швыряли по классу его рюкзак. Плевали в него жеваной бумагой. Унижали любыми действиями или словами. «Даже одного из этих вариантов более, чем достаточно для беседы с классным руководителем. Назначьте встречу — обязательно личную, не по телефону и не онлайн — и изложите в нейтральном ключе суть проблемы. Без эмоций, без крика. Только факты — спокойно и взвешенно. А после этого попросите о помощи и поддержке. Предложите свое участие в разрешении ситуации — скажите, что можете выступить по теме травли на родительском собрании, на классном часе. Если педагог готов это принять, отлично. Если обещает справиться сам, тогда еще лучше», — говорит специалист.
Третий шаг — работа учителя
Педагог, который обладает авторитетом среди детей и родителей, вне всяких сомнений найдет способ донести и до детского, и до взрослого коллектива информацию о недопустимости сложившейся в классе ситуации. Предложит варианты выхода из нее. Пригласит при необходимости школьного психолога для работы над качеством коммуникаций в классе. Для учителя, который работает с детьми по призванию, травля неприемлема также, как и для любящего родителя. Он хорошо понимает, какими страшными могут быть ее последствия.
Четвертый шаг — обратная связь
Если педагог успешно разрешил ситуацию, пожалуйста, не забудьте его поблагодарить! На учителях лежит гигантская нагрузка, не говоря уже об ответственности и давлении со всех сторон — очень важно, чтобы отзывчивые педагоги вовремя получали поддержку со стороны родителей. «Только педагог, у которого созданы доверительные отношения с детским коллективом, способен эффективно профилактировать и предотвращать в школе травлю. Некомпетентный педагог, напротив, сам того не замечая, может стать ее причиной. Детям нужно так мало, чтобы уловить внутреннее негативное отношение учителя к кому-то из детей и воспринять это как сигнал к действию: „Ату его, ату!“„, — обращает внимание эксперт.
Если к вам не прислушались
"Если педагог не оказал ребенку, которого травят, никакой поддержки, перевел ситуацию в разряд "дети просто играют“, вы в полном праве выходить на диалог с директором, с Министерством образования, с контролирующими инстанциями», — советует эксперт.
Запишите вашу беседу на диктофон. Да, вы вступите на путь конфликта, но главное — не оставаться безучастным. Пусть ребенок знает, что вы защищаете его интересы.
Обратите внимание на себя
Дети не рождаются агрессивными, злыми. Но видя пример со стороны значимых взрослых, четко считывают такое поведение. «К сожалению, „авторами“ травли, сами того не замечая, часто становятся взрослые. Если мы подолгу безучастно смотрим, как обижают других, если позволяем себе унижающие кого-то высказывания, если допускаем по отношению к членам семьи физическое или моральное насилие, травле в школе с высокой вероятностью быть», — отмечает эксперт.
Чтобы избежать беды, со стороны родителей и педагогов необходимы другие примеры и другие невербальные посылы — «каждый человек важен и нужен», «каждый нуждается в помощи и поддержке», «доброжелательность и уважение — это залог здоровых отношений и в семье, и в школьном коллективе».