Насилие в семье официально признано одной из проблем современного общества. Точной статистики по детям нет, но, по оценкам социологов, ежегодно физическим наказаниям во всем мире подвергаются порядка 300 млн. детей. Цифры ужасают и порождают большое количество споров на эту тему, разделяя людей на два лагеря: тех, кто считает, что физические наказания допустимы, и тех, кто не согласен с ними.
Сторонники физических наказаний оперируют стереотипами: «нас в детстве били, и ничего, людьми выросли!», «ремень — лучший помощник воспитателя», «бей детку, пока лежит поперёк кровати, а не вдоль» и прочим диким «багажом». Психологи реагируют на это объяснениями, что, скорее всего, опыт этих людей крайне травматичный, в детстве их били, эти травмы не проработаны, и они транслируют их будущим поколениям, не желая признаваться себе в том, что телесные наказания не сделали их лучше.
Противники наказаний утверждают, что бить — удел слабых, травмированных и не способных договориться людей. И если родитель решает начать наказывать ребёнка физически — это повод обратиться к психологу, в первую очередь, самому родителю. Проработав внутренние проблемы, желание жестоко наказывать покажется диким и отпадёт само.
Практикующие психологи, выступающие против физических наказаний, доказывают, что именно они разрушают отношения не только между детьми и родителями, но и между всеми членами семьи в будущем. И вот почему:
Наказания порождают страх и неуверенность. Ребёнок, которого бьют в семье, не только не доверяет миру, но и не может быть в безопасности дома. Он нигде не чувствует себя в безопасности и каждый день тратит силы на то, чтобы понять настроения родителей — спрогнозировать, будет ли сегодня спокойно, или ему «влетит». Он учится приспосабливаться и лгать, чтобы избежать наказания. А вырастая, не видит в родителях близких людей. Главной эмоцией детства остаётся страх, к которому, с осознанием ситуации примешивается ненависть, и именно она вытесняет любовь.
Наказания порождают тягу к побегу. Большое количество сбежавших из дома детей подвергались физическим наказаниям. И не нашли лучшего варианта, чем покинуть его. Зачастую найденный и возвращённый в дом ребёнок повторяет попытку и стремится «потеряться навсегда». Ни о каком налаживании семейных отношений тут, разумеется, речи уже не идёт. Психологи утверждают, что это весьма сложно уже после первого эпизода побега, требует больших усилий со стороны родителей и не гарантирует успеха. Если же ситуация повторяется, шансы наладить отношения внутри семьи сводятся к нулю.
Наказания провоцируют деструктивное поведение. Ребенок, которого наказывают в семье, считывает это весьма однозначно — меня не любят. Чтобы получить свою порцию внимания, он зачастую ведёт себя вызывающе и агрессивно. Дети-задиры, дети-агрессоры, дети, с которыми никто не хочет дружить, исследуются психологами, в первую очередь, на предмет физического насилия в семье. Вырастая, взрослые люди, которых били, больше других склонны к алкоголизму и наркомании. Так они не только находят «круг общения», но и получают некую «анестезию» от детских обид.
Наказания не дают возможности развиваться. В семье, где ребёнка бьют, его главная задача — выжить. Он постоянно на войне, постоянно ждёт подвоха. В этих условиях возможно только выживание, ни о каком развитии тут речь, разумеется, не идёт. И неправильно думать, что из таких детей могут вырасти великие учёные, актёры, музыканты. Им просто неоткуда взять на это ресурсы. И большая проблема, если родители имели виды на прекрасное будущее детей — мечты едва ли реализуются, а выросший ребёнок приобретёт ещё и острое чувство вины, ведь он не реализовался в профессии — должен был, а не смог. В этом случае семейная коммуникация терпит крах сразу же, как только выросшему ребёнку становится ясно, почему так происходит.