Евгений Тепляков, отец Алисы Тепляковой, которая сдала ЕГЭ в 8 лет и подала документы на психфак МГУ, ответил «Московскому комсомольцу» на главный вопрос, волнующий всех родителей, мечтающий вырастит опережающего по развитию ребенка: влияют ли гены, должен ли быть какой-то особенный, врожденный склад ума?
Евгений Тепляков уверен, что от природы одаренных детей нет, все решает развитие и образование: «Как только вы говорите о таланте, вы снимаете с себя ответственность. Например, у учителя есть класс, 30 человек. Он должен их научить. Удобнее всего сказать: вот этим дано, а этим — нет. Потому что тогда вы ни в чем не виноваты. Что с ними мучиться, если им „не дано“? В большинстве случаев талантом называется результат, который получен не при вас, и вы не знаете, откуда он взялся».
«Возьмите такой замечательный пример — евреи-ашкеназы (субэтническая группа евреев, — прим. авт.). У них был ценз оседлости, им не разрешали выезжать с территории Белоруссии и Польши, и для того чтобы выехать, в конце 19 века, у них должна была быть либо ученая степень, либо медицинская степень. Поэтому у них была очень высокая ценность образования. Для них это был единственный способ вырваться из нищеты. Они очень сильно вкладывались в образование. И, как итог, мы видим множество выдающихся личностей, которые эмигрировали в Америку. И еще огромное количество еврейских детей с высоченными результатами, которых учили дома», — рассказал Тепляков.
В советской России, отмечает Евгений, тоже было очень много еврейских детей, которые занимались математикой, музыкой, физикой и достигали высоких результатов: «Потому что у них была очень высокая ценность образования. Это же прекрасно. Они реально очень сильно вкладывались в своих детей. И добивались прекраснейших результатов».
«Это не имеет никакого отношения к генетике, к тому, что генетически интеллект как-то по-особенному распределен, — уверен Тепляков. — Если с ребенком НЕ заниматься, то он и НЕ разовьется. Это очевидно. Несомненно, это сложно, нужно искать мотивацию, нужно простраивать подход, в каждом конкретном предмете есть своя образовательная траектория. Это отдельная методологическая задача — как правильно, как лучше преподавать физику и так далее. Поскольку я преподаватель психологии по первому диплому, я могу преподавать любой предмет».
При этом Тепляков не собирается раньше срока отправлять своих детей на работу — только если они сами этого не захотят.
«Выпихивать» их мы не планируем. Вы поймите, у нас нет бизнес-плана, мы просто учим детей. Не учить — преступление', — заключил мужчина.
Напомним, накануне стало известно о том, что Алиса Теплякова станет самой юной студенткой факультета психологии МГУ — ее родители подписали с университетом договор о зачислении на платной основе.