«У меня два сына, и они совершенно разные. Что такое самостоятельный ребенок, я узнала только со вторым, когда поняла и исправила ошибки в воспитании.
Когда родился первый ребенок, я старалась все делать сама: кормить, гулять, убирать за ним. Так было быстрее, удобнее, безопаснее. Сейчас ему 9 лет, и я понимаю, что вещи, которые ребенок может сделать самостоятельно, он и должен делать сам. В противном случае ребенок привыкает, что за него все сделают другие. Накормят, разогреют покушать, сервируют стол, помогут одеться, собрать его вещи. Ребенок прекратит проявлять инициативу. Чрезмерный контроль действий ребенка, когда он хочет помочь, например, отрезать хлеб, опасаясь за его безопасность, негативно влияет на дальнейшие попытки чем-либо помочь взрослому. Лучше потратить время на обучение и подстраховать, чем в дальнейшем тратить все свое время на исправление последствий такого воспитания.
Когда родился второй ребенок, мы были уже более опытные родители, старающиеся не повторять прошлых ошибок.
Это совершенно другой ребенок, который в свои 4 года может сам поесть, одеться, убрать за собой вещи или проснуться и самостоятельно включить себе мультик, не разбудив меня. Даже не стоит напоминать ему чистить зубы — он сам это помнит и делает. Он самостоятельно чистит себе яблоко ножом, не слыша вдогонку от меня фраз: „нельзя, ты порежешься“. Я стараюсь напомнить ему о том, чтобы он был аккуратен, и помогаю ему проявлять инициативу. Это же касается и утренних сборов в детский сад. Мне пока еще сложно перестроиться и не одевать его, поскольку мне гораздо комфортнее и быстрее одеть его, а не ждать, пока он сделает это сам.
Всем мамам я советую поговорить с ребенком, все объяснить и рассказать, запланировать дополнительное время с утра, дать ему возможность одеться в детский сад. Когда я забираю его из садика, то все совершенно наоборот — он одевается самостоятельно, у него хорошо это получается, в том числе он прекрасно справляется с молниями.
Пример из моего детства: я очень любила убираться, у моей бабушки был огромный дом с большим залом, я видела пыль, и меня она раздражала — я могла по несколько раз в день вытирать пыль. Но однажды мне сделали замечание, чтоб я прекратила так часто вытирать пыль и убираться, поскольку это неправильно. С тех пор я перестала проявлять инициативу, и у меня пропало желание проводить уборку. Вот такое, казалось бы, безобидное замечание может оставить отпечаток на всю жизнь. Поэтому прежде чем запретить что-то ребенку, стоит подумать, как это может на нем отразиться.
Если мы хотим, чтобы ребенок был самостоятельным, нужно не бояться учить, показывать примером, помогать ему в первых попытках и стремиться не делать это за него. Иначе вместе с ребенком мы будем и экзамены потом сдавать, и на работу устраиваться. Сейчас есть хороший термин для такой модели воспитания — „тревожный родитель“. К сожалению, детей, воспитанных „тревожными родителями“, легко определить во взрослой жизни. Они более нерешительные, безынициативные, ленивые. Таким детям в дальнейшем очень сложно приходится в жизни. Нужно стараться максимально доверять своему ребенку, объяснять, учить и давать ему возможность проявлять инициативу, ошибаться, совершать самостоятельный выбор и поступки».