Готовка — это врожденный дар?
Помните мультфильм «Рататуй»? Один из героев там говорит: «Готовить может каждый».
Есть люди, для которых еда — абсолютно бытовая потребность. А есть гурманы, для которых еда — это искусство. И в данном случае, думаю, можно говорить о неком даре — кулинарном, гастрономическом. Чтобы влюбиться в еду, нужно иметь, если можно так выразиться, чутье. И уникальные вкусовые рецепторы от природы. Можно провести аналогию, скажем, с парфюмерной индустрией. Разумеется, если долго и целеустремленно учиться, станешь крепким, востребованным профессионалом. Но, чтобы стать гением и создавать уникальные ароматы, необходимы врожденный дар и уникальный нос. То же самое и с приготовлением еды. Поиск собственного почерка повару очень облегчает врожденный талант в кулинарии.
Насколько важно приучить готовить ребенка с детства?
Безусловно, очень важно прививать детям культуру питания.
Я считаю, что самое важное — это культивировать еду в том смысле, чтобы потребление еды не было процессом элементарного поглощения блюд, а чтобы в семье существовали традиции совместных трапез, когда вся семья сидит за столом, все обсуждают блюда, которые едят прямо сейчас, делятся своими впечатлениями, учатся слушать себя, определять свои предпочтения.
Также очень важно стараться с раннего возраста привлекать детей к приготовлению пищи. Это полезно и с физиологической стороны: когда дети, к примеру, вымешивают тесто, работают с мукой, перебирают крупы и тому подобное, развивается мелкая моторика.
К тому же, принимая участие в готовке, дети начинают осознавать, какой это труд — приготовление пищи. Почему нужно уважительно относиться к еде. Плюс к этому совместный труд объединяет, и общая работа на кухне укрепляет связи детей и родителей.
Прежде чем приучить, ребенка надо заинтересовать. Как это сделать?
Само собой, если у ребенка нет никакой тяги к кулинарии, то приучить его будет сложно. Но еда — это то, с чем мы имеем дело каждый день, минимум, три раза. А некоторые и пять раз. Я, например, пять раз в день ем. Дети, естественно, также испытывают чувство голода. И можно их просто кормить, а можно неким образом заинтересовать. К примеру, вместе собраться и сделать интересное печенье. Не нужно говорить: «Сейчас мы будем готовить то-то и то-то». Для ребенка приготовление еды не должно быть уроком. Еда — это не урок, еда — это наслаждение.
Какое значение имеет пример родителя в этом вопросе?
Конечно, прекрасно, если в семье есть традиции, связанные с едой. К примеру, воскресные обеды, на которых собираются несколько поколений. Когда мама специально для таких обедов готовит какое-то особенное блюдо и готовит его традиционно, привычно именно для их семьи.
Разумеется, далеко не всегда у мамы может быть возможность готовить такие большие обеды. Или даже просто обычный ежедневный обед можно не всегда успеть приготовить. И нужно покупать еду на вынос или идти в ресторан. Но даже в этом случае, обедая в ресторане, можно говорить с детьми о еде. Обсуждать вкус поданных блюд, отмечать их особенности. И во время любого обеда, домашнего или нет, крайне важно откладывать в сторону телефоны и посвящать время семейному общению.
Как правильно родителям реагировать на неудачи детей?
Очень интересный вопрос. Как реагировать на неудачи? Я считаю, что вообще нет такого понятия — неудача. Это мы даем чему-то оценку. Что такое неудача детей? Нет ничего такого, что можно было бы назвать неудачей. Потому что все, что происходит с ребенком и с нами, — это исключительно опыт, который мы получаем. И порой то, что мы называем неудачей, это еще большая мотивация для того, чтобы каким-то образом продвигаться дальше, делать что-то интересное.
Когда ребенок падает, он просто встает и идет дальше, у него это — естественный рефлекс. Если же ребенок огорчен своей неудачей, нужно проговорить этот момент. Объяснить, что это не является неудачей, это — интересный опыт. Не бывает успеха без неудачи, и вопрос исключительно в нашем восприятии и в концепции, которая в нашей голове застряла, что хорошо, а что плохо, что удача, а что — нет.
Что категорически запрещено делать, если ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу, чтобы не отбить его интерес?
Лучшее, что может делать родитель — это любить своего ребенка. Любить безусловно. Не сравнивать его никогда, ни при каких обстоятельствах с другим ребенком. Потому что каждый человек уникален, каждый ребенок рождается со своим потенциалом, со своей судьбой, своими кармическими какими-то задачами, и, на мой взгляд, главное — всегда верить в своего ребенка. Даже если вам кажется, что он на что-то не способен, не нужно его мотивировать на то, что хорошо и полезно с вашей точки зрения. Это — ваши «хотелки», и они к его личной жизни не имеют никакого отношения. Это ваша жизнь, которую вы проживаете. А ребенок должен прожить свою. Поэтому важно просто верить и быть рядом, и чтобы ребенок был уверен в вас. Знал, что вы всегда будете на его стороне. Тогда в будущем он вырастет уверенным и осознанным человеком.
Стоит ли начинать обучать ребенка сложным блюдам или можно обойтись базовыми знаниями?
Я считаю, что не нужно. Еда — это, по сути, о том, чтобы ребенок просто полюбил процесс готовки. Чтобы он полюбил продукт. Чтобы он понимал, чем ингредиенты отличаются друг от друга. Чтобы он не боялся экспериментировать. Чтобы мама и папа тоже не боялись экспериментировать в процессе готовки. Поэтому у родителей единственная обязанность — это приучить к культуре питания и влюбить ребенка в еду и в сам процесс.
Как поступить, если малыш наотрез отказывается готовить? Может, просто «не его»?
Если отказывается, пусть не готовит. Может быть, он вырастет гением IT, а мы его будем готовить заставлять. Отказывается? Пусть не делает. Пускай просто ест качественную еду, и все.