Чем ближе первое сентября, тем больше многие родители теряют внутреннее спокойствие. Даже если ребенок уже не первоклассник, родителям все равно становится не по себе, и накануне 1 сентября они вместе с детьми судорожно начинают подготовку. Как же сделать так, чтобы школа вызывала по большей части положительные эмоции? Попробуем разобраться.
Порой родители и сами страшно боятся школы. Обычно этот страх произрастает из детства, в силу негативного опыта. Родители часто признаются, что им не по себе, когда они даже во взрослом возрасте идут по школьному коридору, а уж если встречают на пути директора, аж сердце в пятки уходит. В нашей стране школа воспринимается как нечто само самой разумеющееся, необходимая ступень развития, от которой в дальнейшем будет зависеть, как сложится жизнь человека, что вполне объясняет страх перед этим учреждением. Однако не стоит делиться этим страхом с ребенком, важно помочь себе. Есть несколько установок, избавившись от которых будет проще прожить этот нелегкий период длиной в 11 лет.
Первое: «Ребенок должен учиться на "отлично»
А как было в вашем классе? Все были отличниками? Скорее всего, несколько человек. И это никак не зависело от желания родителей. Просто поймите: не всем дано учиться на «отлично». Тут дело не в том, что кто-то умнее, скорее, не все этого хотят. Как бы вы ни пытались уговорить ребенка, если ему неинтересно, вы не сможете его заставить быть отличником. Возможно, вы замечали, что в наших школах довольно гнетущая атмосфера. Дети идут туда, как на каторгу, а не за знаниями. Наше образование пытается впихнуть определенные знания, но при этом совершенно не учит тяге к этим самым знаниям. Попробуйте не давить на ребенка, и вы увидите, как ваши отношения придут в норму.
Второе: «Ребенок должен делать уроки самостоятельно»
Едва ли. В первом классе не должны задавать уроки, однако все же задают. Почти везде. Будьте готовы к совместным вечерам за учебниками и тетрадями. Здесь самое главное — проявить терпение и выдержку, ведь ребенку не сразу будет все понятно. То, что очевидно для вас, совершенно не понятно и будет в новинку для вашего ребенка. Он еще не дошел до того возраста, чтобы сравниться с вами в логике и мышлении. Зачастую родители продолжают делать уроки с ребенком и в средней школе.
Третье: «Ребенок должен понимать важность обучения»
В младшей школе не стоит заводить разговоры о необходимости хорошего образования для дальнейшего благополучия во взрослой жизни. Ребенку непонятно, что за взрослая жизнь и когда она наступит, он живет здесь и сейчас. Так что ориентируйтесь на то, что можно получить (или наоборот — исключить) в ближайшее время. Например, хорошую оценку за контрольную в обмен на час прогулки с друзьями.
Четвертое: «Оценка говорит об уровне знаний»
Многие дети, к сожалению, стремятся быть лучше всех и заработать заветное «отлично» в дневнике, только лишь чтобы родители были рады, а не в собственных интересах. Все мы понимаем, что «неудовлетворительно» — всего лишь оценка, но сложно держать себя в руках при виде красных учительских перечеркиваний в тетради. Это ведет к тому, что ребенок идет к доске как на казнь, а порой зарабатывает нервные заболевания. Подумайте, что учителя — тоже люди, и они могут ошибаться и требуют слишком многого. Поэтому старайтесь хвалить ребенка даже за мелочи.
Пятое: «Раз я не смог, это сделает мой ребенок»
Не нужно навешивать на ребенка свои неудачи и провалившиеся планы. У ребенка могут быть совершенно другие интересы. Смиритесь — ребенок не прыгнет выше головы. Он предпочтет заниматься своими делами, чем тратить время на то, от чего вы в свое время теряли голову. Так же, как и вы не хотели делать то, что вас заставляли родители.
Главное — это ваши доверительные отношения с ребенком и его психическое здоровье. Чем спокойнее будет ваш ребенок, тем проще вам с ним будет пройти этот длинный школьный путь