В детстве многие из нас мечтали пробраться на заводы и фабрики. Разгадать тайны: как молоко попадает в пакет, почему к ирискам прилипает бумага, а напитки пузырятся и пенятся. Когда прошел возраст «почемучки» и мы подросли — вопросы остались теми же. А еще появилось множество страхов. Вдруг в продуктах опасные химикаты. Что делать? Когда рождаются дети, многие родители превращаются в ходячую энциклопедию по медицине с кучей предрассудков. Ступор — чем кормить ребенка после грудного молока, если экология стремительно ухудшается с каждым годом? Выращивать фрукты на подоконнике? Заводить свою корову? WomanHit.ru решил помочь молодым мамам и отправился на производство детского питания «ФрутоНяня» в Липецк. Объясним, почему молоко хранится полгода, а «ФрутоНяню» можно покупать без опаски.
Соки, пюре, кашки и другие продукты под брендом «ФрутоНяня» делают на заводе «Прогресс» в городе Липецке. Меньше года назад здесь запустили молочный завод, где производят творожки, йогурты, кисломолочные продукты «биолакт», жидкие кашки и молочные коктейли. С одной стороны, все кажется элементарным. Взяли молоко, измельчили фрукты, залили в коробочку и отправили на полки магазина. Не тут-то было. Процесс производства масштабен и детален одновременно. Расскажем о нем поподробнее.
На завод «Прогресс» молоко привозит три разных комплекса. На одном из них мы и побывали. Он расположился в Липецкой области. Его строительство запустили в прошлом году. Сейчас на ферме содержат 1100 дойных коров, 450 нетелей (коровы, которые еще не рожали) и молодых телят. По словам сотрудников комплекса, корова здесь главная и все крутится вокруг нее. Животные живут в больших коровниках. Это длинные ангары, где есть все необходимое — корм, вода, лежанки. Коров не держат в стойле. Они живут на европейском «беспривязном содержании». Свободно гуляют по коровнику, но на пастбище не выходят. Это не рентабельно.
Удобные условия для коров продуманы до мелочей. К примеру, освещение должно быть 200 люкс. Человек спокойно должен читать в коровнике газету. Еще интересный факт: животным комфортно при температуре минус 5—10 градусов. Поэтому зимой в коровнике опускают только одну штору. Вторую открывают, чтобы попадал воздух. Если ударят сильные морозы, то закроют все ворота. В летнюю жару здесь включают вентиляторы. Кормят скот два раза в день монокормом с добавлением нужных минеральных веществ.
Важно заботиться о чистоте. От нее зависит и здоровье животных, и качество, безопасность молока. Коровник на ферме убирают 45 раз за сутки. Мы не прибираемся дома столько за месяц. Сотрудники шутят: если хотите спрятаться от мух, заходите сюда. Насекомые боятся такой чистоты.
Каждая корова здесь стоит на учете. В электронных базах отмечено все: когда родилась, когда отелилась, сколько давала молока в какой день, сделана ли прививка и так далее. У животных есть свой «семейный» доктор и родильное отделение. Есть здесь и детский сад. Телятник, где живут малыши. Здесь пахнет парным вкусным молоком. Телята живут в отдельных домиках, а кто-то уже их покинул. Готовятся к переводу во взрослый телятник. Настоящие ясли — все мычат, прыгают, тянут в рот все, что видят. Телята ужасно любопытные. Вот по проходу пробежала кошка. Все резко развернулись, притаились и следят. Кормят малышей 3 раза в сутки. За день каждый должен выпить 8 литров молока. В телятнике есть «молочное такси». На специальных шаттлах развозят молоко и, как на заправке, из шлангов поят телят.
За сутки комплекс отвозит заводу «Прогресс» 20 тонн молока. Масштабы здесь колоссальные. В Советском союзе доярке давали орден «Ветерана труда» за 5 000 литров молока. А сейчас корова только за один период лактации дает 9 000 литров. Их доят 3 раза в день специальными автоматами. Потом молоко охлаждают и грузят в молоковоз. И путешествие только начинается.
Завод «Прогресс» оснащен по последнему слову техники и не зря так называется. Парящие цеха и серебристые трубы завораживают. Кажется, что ты на космической станции или вот-вот перенесешься в будущее. На заводе пятнадцать километров труб, по которым ежедневно бежит молоко и молочные продукты для детей. Но до такого марафона молоку предстоит еще несколько испытаний.
Сначала молоковоз заезжает на внешнюю мойку. Затем молоко в емкостях перемешивают и берут пробу. Срок хранения молока для производства детского питания — всего 24 часа. Нельзя терять ни минуты. Пробу относят в лабораторию и проверяют на антибиотики и другие показатели качества. Если молоко не соответствует хотя бы одному параметру, всю партию разворачивают и возвращают на комплекс. Запускать его в производство категорически нельзя.
Если все в порядке, молоко охлаждают до 3—4 градусов и заливают в емкости хранения. Здесь находится цельное молоко, которое на следующих технологических этапах очищается, нормализуется по жиру и пастеризуется. В этом цехе за смену работает всего шесть человек. Есть здесь особая комната. Святая святых, где установлен пульт управления технологическим процессом. На нескольких мониторах выведены все технологические объекты, трубы и танки, в режиме реального времени отображаются уровень молока, его показатели, температура и еще множество других загадочных процессов, цифр и букв. Работает за пультом всего один человек. Ответственность здесь серьезная. Поэтому в кабинете стоит звенящая тишина.
В этом же цехе есть еще один важный отдел. Мойка — залог высокого качества. После каждого производственного процесса все объекты автоматически промываются подготовленными растворами щелочи, кислоты и проводится дезинфекция. Никакое загрязнение не сможет остаться.
После ферментации, пастеризации и других сложных специальных слов, молочная продукция наконец-то поступает в цех фасовки. Здесь можно снимать фильм «Матрица» или программы для Discovery. Все автоматизировано и главное, ты видишь этапы своими глазами. Боксы стерильны и прозрачны. Бесконечные ленты конвейера разматывают рулоны упаковки Tetra Pak. Через секунду уже складывают в коробочки, еще через две — заливают йогурт или творожок, закупоривают и отправляют дальше. Одна машина приклеивает трубочки, вторая фотографирует, правильно ли расположена соломка, третья складывает баночки в ящик. Огромный робот металлическими руками собирает продукты, делая одну большую коробку. Фасованные коктейли и каши уезжают на склад. А там работает другое чудо техники — грузчик-беспилотник. Робот аккуратно поднимает, переставляет коробки, отвозит их на погрузку. Каждое его действие фиксируется в компьютере. Как и все остальное. В час «Прогресс» делает более 50 000 пакетиков «молочки». Можно взять любой продукт со стеллажа в магазине, отвезти на завод, и сотрудники вам быстро расскажут, абсолютно всю историю его рождения
Если вы спросите, Алексея Волочай, заместителя регионального директора АО «ПРОГРЕСС» как контролируется качество на выходе, он улыбнется и объяснит: продукт сопровождают на всех этапах производства и проверяют десятки раз.
Биотворог «ФрутоНяня» можно вводить ребенку в прикорм с 6-ти месяцев. За срок годности можно не переживать. Некоторые молочные продукты до вскрытия упаковки действительно могут хранится полгода, уверяет директор по инновациям и управлению изменениями Дмитрий Макаркин. Благодаря упаковке, которая специально обрабатывается и защищает продукт от внешних воздействий.
Насчет детского питания существует множество мифов. Например, мамы дают детям козье молоко, считая его гипоаллергенным. Педиатр и диетолог Адиля Сафронова объясняет, что козье молоко от коровьего отличает лишь один фермент. Если у ребенка есть непереносимость коровьего белка, скорее всего будет и перекрестная аллергия на козье. Манной крупой тоже не стоит кормить детей. Она состоит из крахмала, в ней нет никаких полезных веществ.
По мнению многих педиатров, лучше доверять промышленному детскому питанию. Мамы часто готовят дома. Например, монокашу и добавляют в нее банан или делают овощные и фруктовые пюре Но никто не знает, какого качества этот фрукт или овощ, сколько он хранился, как его выращивали. На заводе «ФрутоНяни» скепсис проходит. Ведь, по словам Алексея Волочай, нет более надежной гарантии высочайшего качества продукта, когда работники, принимающие непосредственное участие в производственных процессах, кормят произведенной ими продукцией своих детей.
Алена Шарикова
Фото предоставил Петр Трошин