«Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем. Когда дела идут хуже некуда, в самом ближайшем будущем они пойдут еще хуже». Закон Мэрфи
Одним погожим летним днем решила я сделать рассылку про наши консалтинговые услуги. Выбрала красивую бумагу, заказала элегантные бланки и конверты, распечатала текст и разослала по заранее отобранным адресам. И все было бы ничего, да это случилось в памятное лето 1998 года. Много планов и надежд рухнуло тогда в один день, 17 августа. Нашу компанию тоже здорово тряхнуло. Обанкротился один из партнерских банков, некоторые клиенты, да и мы сами потеряли там приличные деньги. Кто-то не успел продать ГКО, кому-то задолжали покупатели и вернули обесценившиеся рубли. А за некоторое время до дефолта к нам предъявили серьезные претензии правоохранительные органы. Залечь на дно и не отсвечивать казалось хорошей идеей, благо до дна было рукой подать.
Но не таков был мой тогдашний шеф, человек незаурядный и продвинутый для того времени необычайно. Он не терял присутствия духа и рассуждал примерно так: да, у нас был печальный опыт, но именно он делает нас сильнее и конкурентоспособнее. Без всякого стеснения он выходил на связь с клиентами, и в разговоре, поначалу весьма неприятном, практически всегда находились точки интереса. Шеф ни капельки не боялся неприятных разговоров, и я училась у него смело сигать в зону дискомфорта. Но одними разговорами сыт не будешь. Как говорила героиня Ирины Муравьевой в известном фильме, тут не плакать, тут действовать надо. Собрав последние деньги, мы поехали в командировку налаживать новые контакты. Перед встречами в кафе обсуждали план разговоров (мне для храбрости — кофе с коньяком), потом принимали расслабленный вид и уверенным шагом входили в кабинеты с дорогой отделкой, в которых сидели большие боссы. Мы непринужденно усаживались на дизайнерские стулья и начинали серьезный разговор. Чем хорош кризис? В голову приходят самые смелые идеи из серии «а почему бы нет». Терять уже точно нечего. Мы предлагали новые формы сотрудничества: нам были жизненно необходимы деньги. Была слабая вероятность того, что предыдущие провайдеры находятся в ступоре вместе с мировой экономикой, а тут вот они мы — молодые и наглые. Так, кстати, и вышло — воспользовавшись общим коматозом, мы получили выгодный подряд.
Понемногу дела налаживались, денежный поток восстанавливался, мы работали все больше и успешней, осваивали новые продукты. Так мой первый серьезный кризис дал толчок бизнесу и вывел его на очередной виток роста, тем самым преподав мне Первый Урок: не будь логичной. Кстати, осенью 1998 года я получила ответ на свою рассылку откуда-то из российской глубинки. Люди писали, что получили мое письмо в один из самых черных дней в жизни своей компании, и благодарили меня за то, что оно было ярким пятном в их упадническом настроении и буквально вселяло веру в светлое завтра своим видом и содержанием. Бывает и так.
Кризисы — в стране, в мире и в моей собственной жизни — потом повторялись с завидной регулярностью. Каждый из них был неповторимым опытом и бесценным уроком. Я на всю жизнь запомнила слова пожилой докторши-рентгенолога. Подтверждая мне один крайне неприятный диагноз, она сказала: «Сейчас мои слова покажутся вам странными, но со временем вы поймете, что болезнь изменила вашу жизнь невероятным образом в лучшую сторону и дала вам ни с чем не сравнимый опыт». Спасибо, не надо мне такого опыта, подумала я тогда. А сейчас по прошествии 20 лет я часто вспоминаю ее слова. То, что нам кажется крахом и крушением надежд, часто просто вид перемен. Перемены не всегда выглядят как новогодний сюрприз — может не быть шариков и серпантина. Чаще перемены маскируются под подножки, бывает немного больно, а иногда и очень больно. Возможность перемен — вот как я воспринимаю теперь кризис. Может перерасти во что-то новое, а может засосать в уныние и безнадегу.
Следующий урок: доверяй. Этому научил меня недавний (предпоследний, кажется) экономический кризис в моей стране. Курс пополз вверх, ввели валютные ограничения, все как обычно, малый бизнес в… мягко говоря… ступоре. Наше типографское дело и так переживало не лучшие времена, а тут бумага резко вздорожала, клиенты так же резко обеднели. Все предрекало скорую кончину, типографии закрывались как ставни вечером. При встрече знакомые сочувственно спрашивали: как вы, живы еще? И тут мой муж предложил схему временного решения проблем. Я пожала плечами: давай, абсолютно не веря в успех. Мы привлекли ресурсы, договорились с поставщиками бумаги о рассрочке, клиентам тоже дали возможность повременить с оплатой, на фоне общей паники старались выполнять заказы в срок. И когда курс стабилизировался на средней отметке, нам начали поступать отложенные оплаты от клиентов, я получила назад свой временный вклад, мы сохранили бизнес и команду и в итоге оказались в выигрыше. Типография и дизайнерское бюро спокойно продержались до следующего сезона. Стереотип не сработал, а мы выстояли. Вот еще один урок: игнорируй клише.
С детства нам постоянно навязывают катастрофические сценарии. Плохо ешь? Сил не будет! Неаккуратный почерк? Пойдешь в дворники! Получила двойку? Не видать тебе (о ужас) медали! Нет протекции? Не возьмут на работу! Балуешь ребенка? Намучаешься! Рассталась с мужем? Загнешься с детьми. И так далее…
Нет никаких правил. Моя дочь почти ничего не ест в понимании своих бабушек, но полна энергии и может без устали бегать, прыгать на одной ножке, плавать или кататься на лыжах. Иногда мне кажется, что она, подобно просветленным йогам, питается энергией солнца.
Учась в университете, я посещала лекции, которые было невозможно записывать с доски, потому что преподаватели царапали там нечто абсолютно нечитаемое? И это были лекции самых блестящих ученых, физиков с мировым именем! И если уж говорить об учебе, то некоторое количество «неудов» за подсказки и дерзкое поведение не помешали мне получить ненужную в моей жизни золотую медаль (дети давно вытащили ее из коробочки и закопали куда подальше, во избежание нежелательных коннотаций). И эти самые донельзя избалованные дети радуют меня каждый день вот уже двадцать три с половиной года кряду. И да, у меня никогда не было столько времени и сил для собственных занятий и саморазвития, как в тот недолгий период, когда мы с мужем решили пожить отдельно. Вот еще один мой личный кризис, который в итоге привел меня ко мне. Наверное, можно было прийти к себе как-то короче, более прямым путем. Без потрясений, ссор, слез, соплей и переживаний. Я почти уверена, что этот путь где-то существует, в глубокой теории, но вот мне потребовался кризис, не побоюсь этого слова, коллапс, чтобы гармонизировать себя с окружающим миром. Поэтому я не очень верю пророчествам и продолжаю с ослиным упрямством искать в угрозах новые возможности, как нас и учит наука бизнеса. Пока получается.
Екатерина Михалевич, предприниматель, руководитель проекта по международному образованию StudentPOL