Про то, что весной в Японии традиционно цветет сакура — и именно поэтому сюда приезжают тысячи туристов со всего мира, — знают многие. А вот почему нужно обязательно побывать в Стране восходящего солнца в поздней осенью или зимой, пишут намного реже. И зря. Потому что начиная с середины осени здесь наступает сезон красных кленов, которые называются момидзи. Это по-настоящему уникальное природное явление, которое стоит увидеть хотя бы раз в жизни. Клены в это время окрашиваются во все оттенки алого цвета. Если учесть, что параллельно листья на необычных деревьях гинкго билоба из зеленых становятся ярко-желтыми, то становится понятно, почему японцы берут отпуск и отправляются в путь — туда, где много садов и можно в полной мере насладиться открывающимися видами.
Сами японцы окрестили процесс наблюдения за изменением цвета кленовой листвы Момидзи-гари. Во многих путеводителях это называется более загадочно — «погоня за момидзи». Уже довольно давно существует специальный сайт с подробным расписанием, в каком регионе листья у кленов пока еще зеленые, где они начинают уже краснеть, а куда ехать уже поздновато.
Самое лучшее место для погони за момидзи — это Киото, древняя столица Японии. Утопающая в тени парков и садов, в ноябре она превращается в место паломничества японцев. Считается, что именно под Киото, у горы Арасиямы, в X веке зародились традиции любования цветущей весенней сакурой и красными осенними кленами.
Сегодня же специально для «охотников» на железнодорожном вокзале Киото установлено информационное табло с расписанием, в каких садах и парках клены уже красные. Поэтому все вновь прибывшие тут же решают, куда им отправиться в первую очередь. По мнению самих японцев, первым делом нужно посетить Киёмидзу-дэра, или Храм чистой воды.
Это — один из самых знаменитых храмовых комплексов Японии, изображение которого можно встретить на открытках. Здания Киёмидзу-дэра каскадами спускаются с высокого холма. У японцев даже есть выражение — «прыгнуть с балкона Киёмидзу-дэра», что означает «сделать большой шаг». Другие не менее интересные локации — храмы Тофукудзи, Эйкандо, Кодайдзи и, конечно же, императорский дворец, который помнит двадцать восемь поколений живших в нем императоров — вплоть до того момента, когда в 1868 году Мэйдзи избрал своей новой резиденцией и столицей город Эдо, нынешний Токио.
Многие японцы предпочитают гулять по древним улочкам Киото в традиционных кимоно. Да вы и сами можете легко взять в аренду национальную одежду (спросите на ресепшен любого отеля, вам обязательно подскажут адреса) и почувствовать себя коренным жителем этой загадочной страны.
Половая жизнь
Хотя буквально все путеводители уверяют, что в период погони за момидзи найти свободную гостиницу в Киото практически невозможно, я в свое время спокойно бронировала отличный отель прямо в центре города. Так что все относительно. Единственное, жалею, что выбрала обычный номер в привычной нам всем гостинице. Только позже я узнала: хочешь прочувствовать атмосферу настоящей Японии — надо жить в рёканах.
Рёкан — это традиционная японская гостиница, где спишь на полу на специальных матрасах-футонах, которые днем убираются в раздвижной шкаф. Обстановка в рёканах спартанская, как, впрочем, многое в Японии. Мебель в нашем привычном понимании отсутствует. Часто в комнате можно найти только чайный столик (и там обязательно вас будет ждать зеленый чай), а можно не найти вообще ничего. По всей территории такой японской гостиницы ходят исключительно босиком или в тапочках, которые выдаются на входе. Важно: для входа в туалет обычные тапочки нужно поменять на «туалетные», и наоборот.
Еще всем постояльцам обязательно выдают юкату — легкое домашнее кимоно из хлопка. В нем можно ходить не только в самой гостинице, многие так путешествуют и по городу — если, конечно, позволяет погода.
Ценность рёкана — не в золоченых люстрах или лепнине на потолке, а в местоположении. В самых дорогих из каждого номера будет свой выход в сад, причем, конечно же, он будет обустроен по всем принципам фэншуя.
Почти все рёканы имеют свою баню офуро. Там вы можете согреться после насыщенного дня в специальной дровяной ванне-фурако. Считается, что, сидя в фурако, можно найти баланс между душевным и телесным. Только учтите, что не каждый европеец способен провести в фурако много времени. Мне хватило пары-тройки минут, чтобы выпрыгнуть из такой ванны с полным ощущением, что сейчас я заживо сварюсь в кипятке. А хрупкие японки в соседних «бочках» — ничего, сидели тихонько в воде, медитировали.
При рёканах есть свои рестораны, где подаются традиционные японские закуски. Но я бы советовала за гастрономическими открытиями отправиться на центральный рынок, он находится прямо в центре Киото. О боже, чего там только не встретишь– от жареных воробьев до знаменитой ядовитой рыбы фугу. Поскольку ноябрь — сезон устриц, то можно купить дегустационный сет. Вообще устрицы в Японии очень вкусные и, несмотря на разговоры о дороговизне Страны восходящего солнца, стоят вполне бюджетно. Реально громадные — двести сорок рублей за штуку, средние — по сто двадцать — сто пятьдесят. Их при тебе же открывают и сервируют.
Каменные джунгли
Куда еще отправиться в ноябре в Японии? Где-то в часе езды от Киото — город Нара, где находится известный на весь мир парк ручных оленей. По легенде, когда императорский двор обосновался в Наре, бог-громовержец приехал защищать его на белом олене. С тех пор эти животные — такая же часть пейзажа, как и деревянные храмы. Иногда кажется, что именно олени — главные в городе. Они спокойно ходят по парку, ничуть не пугаясь туристов.
Хотя Токио с его каменными джунглями не очень подходит для любования красно-желтыми деревьями, но и здесь есть несколько местечек, достойных внимания. Это прежде всего сад Рикуги-эн, он входит в первую десятку красивейших мест Японии. А в 1953 году его включили в список объектов культурного достояния Страны восходящего солнца. Сад появился еще в 1695 году, когда сёгун Токугава Цунаёси подарил живописный участок земли своему верховному советнику и фавориту Янагисаве Ёсиясу. Последний был большим поклонником японской поэзии, поэтому спроектировал сад на основе восьмидесяти восьми поэтических образов из произведений «Манъёсю» и «Кокинсю». Соответствующие им пейзажные композиции и зоны были отмечены каменными столбиками и надписями.
Сегодня с тех времен сохранилось только тридцать два столбика. Но если учесть, сколько всего произошло за эти несколько веков, то можно сказать, что сад сохранился отлично. Если позволяет время, можете отправиться из Токио в регион Обара. Добираться туда довольно мудрено, зато вы станете свидетелем поистине уникального природного явления — и цветения сакуры, и красной листвы кленов одновременно. Да-да, японцы вывели сакуру, которая цветет дважды в год: первый раз весной, со всеми вишневыми деревьями, а второй раз — осенью, с конца октября до начала декабря. Сорт этот называется Obara Shikizakura, и с 1978 года он считается официальным деревом региона Обара.
Наш вам совет:
Осенью бывает довольно прохладно. Поэтому захватите непродуваемую куртку и пару-тройку теплых свитеров.
Если вы привыкли всегда быть на связи, то смело заходите в круглосуточные магазины 7/11, которые здесь на каждом углу. В магазинах есть бесплатный Интернет, розетки для подзарядки телефонов и туалет (с подогреваемым унитазом, музыкой и еще кучей всяких прибамбасов).
В Японию можно не везти с собой целый арсенал бьюти-средств. Буквально в каждом отеле вы найдете на туалетном столике в своем номере кучу баночек. Причем с надписью clean будет штук шесть — ритуалу очищения японки придают большое значение.
По Киото можете смело гулять круглые сутки, даже глубокой ночью. Это безопасно. Удивительно, но ночью открыта часть храмов. И там есть люди!