К сожалению, планы многих из нас на этот год были нарушены слишком внезапно: кто-то планировал путешествие или хотел отпраздновать значимую дату в большом кругу друзей. И если все это можно наверстать в ближайший год, то посетить зрелищное шоу будет не так просто. Многие театры плавно перешли в онлайн-формат, транслируя мировые шедевры оперы и балета из пустых залов. Что касается кинотеатров, стриминговые площадки для нас не новость, поэтому часть фильмов, премьеры которых были запланированы на весну-лето 2020 просто перенесли в Сеть. А вот с концертами дела обстоят хуже — никто не знает, когда мы снова окажемся прижатыми к забору у сцены такими же любителями «живого» звука.
Что-то новенькое или мы это уже где-то видели?
Казалось бы, музыкантам и площадкам остается ждать разрешения на проведение массовых мероприятий, а до этого момента тихо сидеть в «Инстаграме» и развлекать своих поклонников всеми возможными способами, как это делает, например, Джонни Депп, выкладывая видео домашнего мини-концерта из своего поместья на южном берегу Франции.
Но сидеть и скучать — это не о людях искусства, особенно когда речь идет о миллионных убытках. Вот уже несколько месяцев артисты выходят на виртуальную сцену, чтобы хоть как-то компенсировать сорванные лайв-шоу.
Идея о концерте с экрана не такая уж и новая: еще в начале нулевых в кинотеатрах с большим успехом проходили показы концертов Дэвида Боуи и Робби Уильямса (что интересно, Уильямс и сейчас один из первых, кто дает концерты в стриминговом режиме). И все же, видеошоу отличались от тех, которые проходят в последние месяцы — Уильямс и Боуи пели перед полным залом и в записи «не первой свежести».
С современных условиях артисты вынуждены сидеть в лучшем случае в пустой студии перед камерой и мысленно «рисовать» зрителя. Об обмене энергией, которая происходит на живом шоу, не может быть и речи. При этом не каждый артист готов смириться с оглушающей тишиной в комнате: по словам музыкантов, невероятно трудно играть и понимать, что по сути ты играешь для самого себя, пусть по другую сторону монитора сидит несколько тысяч зрителей.
Куда пропали концерты из залов кинотеатров?
На самом деле люди с неменьшим интересом ходят на сеансы, где два часа наблюдают не просто фильм, а музыкальное шоу, и это было еще до того, как двери кинотеатров закрыли перед последним зрителем в апреле этого года. В США подобный жанр называется concert movie — что-то вроде записанного на диск концерта, но только у вас есть возможность посмотреть его на большом экране с другими почитателями творчества группы или сольного артиста.
Естественно, эмоции от просмотра концерта на экране и полученные от непосредственного «общения» с артистом в зале несравнимы, а потому киноделам приходится находить способы компенсации: в далеком 1978 году Мартин Скорсезе снял музыкальное шоу популярной группы, но выдал фильм не просто в виде записанного концерта, а сделал вставки из интервью с группой и позволил зрителям увидеть backstage.
Что изменилось сегодня?
Удивить зрителя становится все сложнее, и каждый музыкант понимает, что запись шоу можно легко найти на видеохостинге, а значит необходимо действовать по-иному. На смену когда-то давно записанным концертам пришли выступления в формате стримов — концерты в прямом эфире. Как российские, так и зарубежные артисты быстро постигли непростые технические особенности подобного формата и методом проб и ошибок проводят пусть и маленькие и не такие прибыльные, но все же концерты.
Многие поклонники музыкантов нашли и плюсы в подобных изменениях: например, фанаты Робби Уильямса могли заказывать любимые хиты в прямом эфире, что было невозможно себе представить на «живом» шоу. Общение со зрителем — неоспоримый плюс онлайн-концертов, пусть и не происходит такого необходимого обмена энергией.