В своих программах «Еда живая и мертвая» и «Чудо техники», которые выходят на НТВ, ведущий рассказывает, как легко готовить и правильно питаться. WomanHit.ru обсудил с Сергеем, как такая работа отразилась на его образе жизни.
— Сергей, вы уже несколько лет рассказываете о полезной и вредной еде. В результате ваши собственные взгляды на питание изменились?
— Они изменились радикально! Вообще, я по образованию врач, и еще с института у меня было общее понимание, что нельзя переедать, нужно много овощей и фруктов, витаминов и все такое. Но когда я, делая свои программы, стал изучать, что конкретно говорит по поводу разных компонентов нашего рациона современная мировая наука, то меня ожидало множество сюрпризов. Например, я теперь знаю, что наедаться можно и без мяса, и такой рацион очень прибавляет здоровья. Хотя полное вегетарианство — это вещь ненужная, иногда мясо я ем. Иначе пришлось бы принимать всякие таблеточки типа витамина В12 — без него здоровье у вегетарианцев ухудшается. А уж как я ценю печень! Но ем мясное редко, потому что так здоровее. Самочувствие с тех пор существенно улучшилось.
— У вас сын и дочь. Как выглядит ваше семейное меню?
— Утром мы обычно едим кашу с замороженными или свежими ягодами, но чаще бывает омлет: яйца — реабилитированная наукой еда. Нам нравится более нежная версия омлета — скрэмбл. Готовлю всегда сам. Суть в том, чтобы на небольшом огне непрерывно помешивать яйца с добавленным кусочком сливочного масла и, как написала в своей книге уважаемый кулинар Елена Чекалова, «бить себя по рукам, если хочется прибавить температуру». Тогда минут через пять яйца с маслом образуют нежнейшую эмульсию. Ну, а к скрэмблу у нас всегда свежие помидоры черри, нарезанный болгарский перец, морковка, огурцы. Обед обычно состоит из легкого овощного супа с небольшим количеством курицы плюс нарезка из сыра, например. На ужин — что-нибудь из круп. Мы любим гречку, рис, перловку, постепенно открываем для себя и новые вещи, типа киноа. А можно макароны, например, карбонару с ветчиной, грибами и яйцом — тут мастер готовки моя жена Марина. Главное — не переедать. Многие люди уверены, что обязательно будут голодать, если не поедят с хлебом, да еще и два-три блюда чтобы было. На самом деле это не так, и жизнь расцветает новыми красками, когда начинаешь брать не количеством, а качеством еды — ведь более вкусным можно наесться, даже если его немного. Конечно, на меня очень большое впечатление произвело изучение опыта французов, японцев, итальянских долгожителей из бедных провинций — они питаются именно по таким принципам: немного, разнообразно, вкусно.
— Обычно дети предпочитают наггетсы и картошку фри. Как вы приучали детей к правильному питанию?
— Мои дети (Льву 8 лет, Марьяне 3 года) тоже с удовольствием едят и наггетсы, и картошку фри, и мороженое, и конфеты. И я не собираюсь им это запрещать. Весь фокус состоит в том, чтобы основу рациона составляли не эти продукты, а нормальные. Тогда и вредное не так уж вредно. Как сделать, чтобы они дома ели здоровую еду? Есть ее самим, тогда у них, бедных, просто не будет выбора. (Смеется.) На самом деле важнейший трюк — это тарелка с нарезанными овощами, которую дети должны видеть первой, когда голодные прибегают на кухню. Что они увидят, на то и набросятся. У нас это всегда отлично срабатывает, и никакой неприязни к овощам у Левы и Марьяши нет. То же самое с основными блюдами: дети едят то же, что и мы сами. Так что, повторюсь, выбора у них просто нет.
— В вашей семье в основном готовит жена или вы тоже не прочь встать к плите?
— У меня, к сожалению, маловато времени, но я очень люблю готовить. Думаю, на пенсии эта страсть развернется по полной. (Смеется.) Я даже два раза побеждал в «Кулинарном поединке»! Но повседневно, конечно, готовит моя супруга, с которой мы уже 17 лет вместе. Поженились еще в Челябинске, где учились, так что вкусы у нас совпадают. Среди ее коронных блюд, например, быстрый штрудель. Берется обычное слоеное тесто, размораживается, внутрь кладутся нарезанные яблоки, посыпаются сахаром, корицей, толчеными сухарями (чтобы забирали сок), все заворачивается — и в духовку. Минут через пятнадцать отличный десерт готов, и мы, кстати, не раз сходились на том, что даже в Австрии нам местные штрудели нравятся не так, как этот, свой. В нем меньше сахара, чем обычно кладут в кафе и пекарнях, и наш вкус это очень радует.
— В эфире вы постоянно рассказываете о чудесах техники. Наверное, и дома тоже завели много интересных гаджетов?
— Мне жена не позволяет. (Смеется.) Я не какой-то сумасшедший гаджетоман, просто люблю пробовать все новое и верю в силу технологий. Программу «Чудо техники», кстати, я придумал, находясь под большим впечатлением от привезенного пять лет назад из Америки робота-пылесоса. С тех пор я в нем, правда, разочаровался — слишком часто застревает, ломает детские игрушки, да и вообще интеллекта у него пока маловато — и теперь больше люблю легкие беспроводные пылесосы. Вообще, мне нравится, когда технологии улучшают жизнь, и, например, большой интерес у меня вызывают новые стиральные машины, которые сушат так, что можно сразу класть вещи в шкаф или гладить. Ну и, конечно, с сыном мы с удовольствием собираем всякие конструкторы с солнечными батареями и так далее. Очень ему завидую — в моем детстве такого разнообразия развивающих игр не было.
— А на кухне каких «помощников» завели?
— Конечно, мультиварку — гениальный гаджет с кучей рецептов. И капсульную кофемашину. Кстати, кофе, согласно последним исследованиям, не вреден, а даже наоборот — полезен для здоровья. Если, конечно, нет индивидуальных противопоказаний.
— Вы по образованию врач. Все эти страшилки о детском диабете из-за сладостей и фастфуда соответствуют действительности?
— Увы, соответствуют. Если питаться так постоянно и помногу, то не выдерживает орган, играющий главную роль в поддержании равновесия в обмене веществ, — это печень. Детские эндокринологи иногда говорят, что у некоторых юных пациентов, сильно злоупотреблявших жирным и сладким, печень похожа на печень алкоголиков.
— Благодаря работе вы бываете в разных странах. Чья культура питания вам нравится больше всего?
— Понемногу от французской, итальянской, японской, русской. Даже в критикуемой обычно Америке я нашел то, что мне очень нравится — овощные салаты с грецкими орехами и добавлением фруктов. Я все люблю и с интересом пробую. Вот недавно открыл для себя калмыцкий чай, который оказался очень вкусным, хотя рецепт его звучит для нас странно. Он заваривается на молоке, с маслом и солью.
— В нашей стране традиционно еда мясная, жирная, с большим количеством хлеба. Вы что-то готовите дома из русских блюд?
— Конечно, мы же родились и выросли на Урале! Любим пельмени, сами, правда, готовим редко, но иногда «нагружаем» этим бабушек и дедушек. Часто варим борщ в облегченной версии, без зажарки, а еще овощные салаты больше любим заправлять нашей родной сметаной, хотя оливковое масло и полезнее. Но вы правы, особенности национальной кухни у нас такие, что иногда лучше бы уменьшать калорийность и количество. Ведь наши предки в деревнях никогда не если столько жирного и сладкого, а физически работали больше.
Наш коронный детский рецепт — яйца в кольцах перца
Надо нарезать болгарский перец ровными кольцами, слегка обжарить на сливочном масле и аккуратно разбить внутрь яйцо. Получается очень красивая глазунья.
На семейный ужин мы иногда готовим нашу любимую семгу в сливках с икрой и феттучини
Берем кусок красной рыбы и ставим на 20 минут в духовку, залив сливками. За это время варим любые макароны (мы любим хорошие итальянские, желательно плоские) и потом, достав из духовки рыбу, раскладываем ее кусочки на пасте и поливаем горячими сливками, в которых все готовилось. А дальше главный секрет: сверху (уже в тарелке) блюдо украшается ложечкой красной икры. Когда икринки теплыми попадают на зуб, они лопаются и дают ни с чем не сравнимый вкус.