Загадочный, чарующий, колоритный — этими эпитетами можно смело охарактеризовать знаменитый русский стиль в моде. Кажется, отечественное искусство просто не способно не задеть за живое, не вызвать трепета души, являясь по сегодняшний день искрой вдохновения для многих модных домов.
Взбудоражившие парижскую публику «Русские сезоны» Сергея Дягилева в начале ХХ в. стали яркой точкой отсчета интереса западных модельеров к России. Именно он познакомил европейских зрителей с оперой М. Мусоргского «Борис Годунов», собрав для постановки впечатляющую коллекцию украшений из жемчуга с элементами старинных вышивок, народные сарафаны и кокошники. С тех пор во французском языке используют русские слова «kaftan» и «shapka».
Начиная с легендарных дягилевских сезонов, французские кутюрье обращаются за вдохновением к русскому искусству, создавая свои коллекции. В этом смысле примечательны работы Коко Шанель 1920-х гг.: «Русские восхищали меня… Они показали мне Восток». Взяв за основу крестьянскую косоворотку, модельер создала платья-рубашки. Пальто с меховой отделкой, вышитые блузы и платья из крепдешина тоже создавались под влиянием моды на русский стиль. В первых коллекциях модельера Жанны-Мари Ланвен тоже можно с легкостью обнаружить элементы русского стиля: платья-косоворотки и кокошники. К слову, русский стиль стал источником вдохновения практически для всех модных домов Парижа. Легко обнаружить русские элементы в изделиях Jean Patou, Nina Ricci, Jeanne Paquin и Rochas.
Следующим витком в истории обращения к русской культуре можно назвать 1970-е гг. В легендарной коллекции «Opéras-Ballets russes» 1976 г. великий кутюрье Ив Сен-Лоран презентовал платье-матрешку, пальто с набивным рисунком, боярские жилеты, пестрые платки и золотую вышивку. Известно, что Сен-Лоран восхищался костюмами Льва Бакста, созданными для «Русских сезонов». Французский модельер был знаком с Лилей Брик и Майей Плисецкой. В русской культуре он видел прекрасное, а коллекцию 1976 г. определял как «самую красивую» среди своих работ. В 1970-е гг. в русском стиле также выходят коллекции Christian Dior, Kenzo, Giorgio Armani и Roberto Cavalli.
Загадочный русский стиль будоражит воображение и современных модельеров. В 2008 г. на сцене Малого театра в Москве прошел показ Карла Лагерфельда «Paris — Moscou». Соболиные и каракулевые меха, кокошники, русские узоры и царская парча — все это многообразие было представлено публике. Джон Гальяно, находясь под большим впечатлением от русского балета и цирка, создал коллекцию prêt-à-porter для сезона осень-зима 2009—2010. Известна также его коллекция «Побег юной принцессы Лукреции из большевистской России», посвященная литературным героиням Анне Карениной и Сонечке Мармеладовой. Dolce & Gabbana в 2016 году выпустили летнюю коллекцию с цветочными узорами и другими легко узнаваемыми национальными атрибутами России. Такие элементы, как ободки в роли кокошников и декорированные лукошки вместо сумочек смотрелись очень смело и необычно. Известный Модный дом Oscar de la Renta не стал исключением, ключевыми элементами их коллекции сезона осень-зима 2011—2012 были капюшоны и меховые шапки в русском стиле, в которых даже в самые сильные морозы можно держать голову в тепле.
Многие именитые кутюрье часто обращались и продолжают обращаться в своем творчестве к русскому стилю: Kenzo, Valentino, Anna Sui, Christian Lacroix, Jean-Paul Gaultier, Lena Hoschek. В какие-то периоды русские мотивы в мире моды буквально искрятся и пестрят из коллекции в коллекцию, в какие-то — заметны лишь их небольшие элементы. Например, в СССР и на просторах постсоветской России такой тренд был непопулярен. Русские мотивы в моде воспринимались как что-то устаревшее, не модное и не подходящее для повседневной жизни. Приятно видеть, что в последние годы такое отношение поменялось, русский стиль сегодня стал источником вдохновения не только западных, но и многих отечественных дизайнеров.